Гульназ Султанова
Игровой эксперимент «Волшебный мир эмоций»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение представлений о базовых эмоциях; развитие внимания к соответствующим переживаниям, творческим способностям.
Задачи:
Образовательные:
расширить представления детей о базовых эмоциях (спокойствие, радость, грусть, злость);
учить различать и называть пиктограммы эмоций;
учить определять настроение музыки.
активизировать в речи прилагательные; расширят словарный запас (восторженное, ликующее, счастливое, унылое, безрадостное, гневное, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое);
Развивающие:
Публикация «Игровой эксперимент „Волшебный мир эмоций“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Развитие эмоциональной сферы у детей
- Темочки
развивать внимание к эмоциональным переживаниям, творческие способности;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, создание положительного эмоционального настроя в группе.
Средства реализации:
Пластиковые прозрачные бесцветные стаканчики с чистой водой, трубочки для коктейля, акварельные краски, кисточки, блестящие звёздочки-пайетки, пиктограммы базовых эмоций (радость, грусть, злость, фонограммы музыкальных произведений (Фредерик Шопен «Нежность», И. С. Бах «Шутка», П. И. Чайковский «Осенняя песня», И. Брамс «Венгерский танец», Э. Григ «В пещере горного короля», Р. Шуман «Веселый крестьянин»).
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Разминка-приветствие
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Педагог – психолог: Дети, вы хотите превратиться в волшебников?
Дети: Да
2. Основная часть
Педагог – психолог: Для этого нужно произнести волшебное заклинание :
Если мы глаза закроем
И подсматривать не будем
Мы волшебный мир откроем
О котором не забудем.
Дети повторите за мной заклинание.
(Педагог - психолог дотрагивается до детей волшебной палочкой.)
Педагог – психолог: Вот мы и оказались в волшебном мире эмоций. Итак, волшебство начинается. Для этого нам нужно пройти к столам и сесть на свои места.
(На столах для каждого ребенка приготовлен набор для экспериментирования : прозрачный стаканчик, трубочка, блёстки, кисточка, акварель, пиктограммы эмоций.)
Педагог – психолог: У каждого из вас есть набор для волшебства. Это прозрачный стаканчик и трубочка.
Педагог – психолог: Посмотрите друг на друга, загляните в глаза. Вы спокойны и вам хорошо. Когда мы спокойны, хорошо себя чувствуем, всем довольны и ничто нас особо не беспокоит, в это время наше настроение похоже на чистую воду. Посмотрите на эту прозрачную водичку, вот такие же спокойные и чистые наши мысли. Прислушайтесь, и вы услышите музыку… (Звучит спокойная музыка «Фредерик Шопен «Нежность»)
Педагог – психолог: Какое настроение вызывает эта музыка?
Дети: Спокойное.
Педагог – психолог: Но сегодня мы с вами волшебники и от того нам особенно радостно. Послушайте следующую музыку (Звучит радостная музыка И. С. Баха «Шутка»)
Педагог – психолог: Какое настроение у вас возникает, когда вы слушаете эту музыку?
Дети: Радостное, веселое, смешное.
Педагог – психолог: Да, когда мы веселимся, улыбаемся, то и настроение бывает прекрасным, радостным, восторженным, ликующим и мысли похожи на салют: они блестят и переливаются, как вода в этом стакане. (Педагог – психолог бросает блестки в стакан и трубочкой размешивает их.) Посмотрите, какая красота! Попробуйте так же поколдовать. Берите немного блёсток и бросайте в стаканчик. А чтобы блестки заискрились, возьмите волшебную палочку и устройте салют. (Дети выполняют задание) Смотрите, как весело сверкают звездочки! Понюхайте, может водичка пахнет радостью? У вас получились замечательные салюты! Найдите карточку с тем настроением, которое у вас сейчас, покажите всем. (Спросить нескольких детей, чтобы они с помощью прилагательного назвали свое настроение: прекрасное, радостное, восторженное, ликующее, счастливое и пр.)
Педагог – психолог: Какое у вас настроение?
Дети: Прекрасное, радостное, восторженное, ликующее, счастливое.
Физминутка
Быстро встали и улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Спасибо, садитесь.
Педагог – психолог: Но бывает, дети, и так что кто-то или что-то может испортить нам настроение (Звучит печальная музыка П. И. Чайковского «Осенняя песня», и тогда мысли наши неприятны, грустны, мы плохо себя чувствуем, и наши мысли похожи на темную, мутную воду. (Педагог - психолог опускает немного черной краски в свой стакан.) Это значит, потерялась наша радость. Какое стало настроение?
Дети: Печальное, грустное, унылое, безрадостное.
Педагог – психолог: Наберите кистью немного черной краски и опустите в стакан с блестками. Покажите с помощью карточки, какое настроение сейчас в моем волшебном стакане.
Педагог – психолог: А как вернуть веселье? Пусть каждый из вас добавит в мой стакан немного блёсток. (Дети называют способ, бросая в стаканчик ведущего немного блёсток, например, похвалить человека, подарить что-то, обнять и пр.).
(Звучит радостная музыка И. Брамса «Венгерский танец»)
Педагог – психолог: Посмотрите, как заметно улучшилось настроение благодаря вашим стараниям.
Педагог – психолог: А случается и такое: кто-то ругается, ссорится и сжимает кулаки. Человек испытывает злость, гнев. (Опускает кисточку с красной краской в стакан с прозрачной водой.) Какого цвета стала вода? Дети: Красная.
Педагог – психолог: Именно такого цвета становится лицо злого человека. Внутри человека кипит, бурлит злостью. (Педагог – психолог показывает, как сделать водоворот: мешает трубочкой или выдувает воздух в воду, образуя пузыри.)
Педагог – психолог: Гнев, злость и ярость можно передать и с помощью музыки. А теперь возьмите стакан с чистой водой, наберите красную краску и опустите кисточку в воду. (Гневная музыка Э. Грига «В пещере горного короля») (Дети тоже создают в своих стаканчиках гневное настроение). Какое настроение вызывает эта музыка?
Дети: Сердитое, злое.
Педагог – психолог: Вспомните, когда вы злились, из-за чего это случилось? (Дети высказываются). Каждый человек когда-нибудь злится. Какую картинку мы подберем к этому настроению? Назовите его
Дети: Злое, яростное, разгневанное, сердитое, свирепое, недоброе.
Педагог – психолог: Что можно сделать, чтобы победить эти недобрые чувства?
Педагог - психолог показывает детям, как усмирить гнев в волшебном стаканчике,
Педагог – психолог: Предлагая свой способ. Добавив желтой краски, можно получить теплое радостное солнечное настроение. Опустите в стакан кисточку с желтой краской, символизирующей приятные эмоции. (Затем наблюдают и озвучивают, как изменился цвет злости в стаканчике.) (Звучит радостная мелодия Р. Шумана «Веселый крестьянин»). Посмотрите, как изменился цвет злости в стаканчике.
Дети: Он стал оранжевым.
Педагог – психолог: Значит, настроение у нас поменялось?
Дети: Да
Педагог – психолог: А теперь, как волшебник волшебнику подарим волшебные пожелания друг другу. Для этого встанем дружно и образуем круг.
Упражнение «Пожелания по кругу». (Дети передают волшебный стеклянный шар с хорошими пожеланиями)
3. Заключительная часть. Итог. Рефлексия.
Вот и завершилось наше волшебство, поэтому мы возвращаемся в детский сад и снова становимся детьми.
И снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем
В детский садик мы вернемся
Мир волшебный не забудем!
(Педагог- психолог дотрагивается волшебной палочкой до каждого ребёнка).
Педагог – психолог: Итак, сегодня мы с вами были волшебниками. Мы побывали в мире волшебных эмоций. У нас менялось настроение. Какое настроение мы с вами сегодня создавали?
Дети: Спокойное, печальное и грустное, радостное и веселое, гневное и злое.
Педагог – психолог: До свиданья, до новых встреч!