Барынина Ирина Вадимовна
Игровой самомассаж «Ум ребенка находится на кончике его пальцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой самомассаж.
«Ум ребенка находится на кончике его пальцев».
В. А Сухомлинский
1. Немного истории.
Известно, что движения рук человека теснейшим образом связаны с развитием его речи, что упражнения для пальцев стимулируют работу мозга. У детей дошкольного возраста это наиболее ярко выражено. Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев годовалого малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Самомассаж кистей рук регулирует работу всех внутренних органов и систем человека (здесь расположены рефлекторные зоны). Эту процедуру можно использовать как эффективное средство для устранения усталости и профилактики различных болезней.
Публикация «Игровой самомассаж „Ум ребенка находится на кончике его пальцев“» размещена в разделах
Во всех дошкольных учреждениях Японии, начиная с 2-летнего возраста, применяется методика пальцевого массажа и самомассажа. Японский ученый Намикоши Токухиро считает, что массаж каждого пальца положительно влияет на определенный орган:
- массаж большого пальца – повышает активность мозга;
- массаж указательного пальца – стимулирует желудок и поджелудочную железу;
- массаж среднего пальца – улучшает работу кишечника;
- массаж безымянного пальца – стимулирует печень;
- массаж мизинца – способствует улучшению сердечной деятельности, снимает психическое и нервное напряжение.
Поскольку нервные окончания на пальцах непосредственно связаны с мозгом:
• работа рук способствует психическому успокоению (вязание на спицах);
• предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);
• способствует возникновению успокаивающего эффекта (японские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).
Совет взрослым:
• если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.
2. Никак без теории.
Одна из главных задач логопедической группы – это создание благоприятных условий для сохранения и улучшения здоровья детей с речевыми нарушениями.
Одним из компонентов этой работы является пальчиковая гимнастика и игровой самомассаж.
Игровой самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи, познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей. Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже.
В практике логопедической работы использование приемов самомассажа и пальчиковой гимнастики весьма полезно по нескольким причинам.
В отличии от логопедического массажа, проводимого логопедом, игровой самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме того, самомассаж можно использовать многократно в течении дня, включая его в различные режимные моменты. Так, самомассаж и пальчиковая гимнастика могут проводиться с детьми после утренней гимнастики, дневного сна, могут быть включены в организованную коррекционно-обучающую деятельность, завершать либо предварять артикуляционную гимнастику, а также включаться в структуру любой организованной образовательной деятельности в качестве физкультурной паузы.
Правильная организация и проведение игрового самомассажа помогут ребенку осознать свой организм и укрепить свое здоровье. Воспитатель следит за качеством движений ребенка, обращает внимание на точность и правильность выполнения заданных упражнений. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка.
Длительность одного сеанса для детей дошкольного возраста может составлять 5 – 10 минут. Каждое движение выполняется в среднем 4 – 6 раз. Обучая детей самомассажу, педагог показывает каждый прием на себе и комментирует его, затем дети выполняют прием самостоятельно. Пальчиковая гимнастика выполняется вместе с воспитателем.
Использование музыкального и стихотворного сопровождения является дополнительным стимулирующим фактором речевого развития и создает у детей положительный эмоциональный настрой, желание заниматься.
При выполнении игрового самомассажа и пальчиковой гимнастики необходимо соблюдать ряд требований:
Помещение должно быть хорошо проветренным;
Одежда не должна стеснять движений;
Обязательно вымыть руки и лицо ребенка;
Направления движений всегда от периферии к центру или к лимфатическим узлам;
Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи.
3. Из нашего опыта.
Самомассаж ушных раковин для детей. Аурикулярный массаж.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
Самомассаж ушных раковин является эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным, способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
Одновременно массаж ушных раковин - один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека, при регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
1. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
2. При этом используются такие приё мы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
3. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
4. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами, большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
продвижением вниз)
Вниз до мочек добежали
Мочки надо пощипать (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять (приятным движением разминаем между пальцами
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
указательным пальцами)
И к макушкам вновь придём. (Астафьева Е. О.)
Поиграем с ушками.
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не ооторвись!
А потом, а потом
Поиграли с козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
Наступила ти-ши-на. (дети на несколько секунд закрывают глаза)
Игровой самомассаж рук.
Массаж ладоней и пальцев можно выполнять различными предметами. И лучше всего начинать с использования специальных ребристых мячиков или мячиков с резиновыми шипами. Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев.
Практический совет: мячик должен быть максимально твердым.
Кроме того для стимулирующего пальчикового массажа можно использовать: грецкие орехи, прищепки, деревянные катушки, шишки, шарики марблс, шарики су джок, тактильные палочки и шестигранные карандаши.
Массаж шариками Марблс.
1. Прятать шарик в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки.
2. Кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» шарик в середину ладони другой руки.
3. Удерживать шарик между пальцами обеих рук, сложив их в щепоть.
4. Удержание и катание шарика двумя пальцами : большим и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.
1)«Растирание ладоней»
Очень холодно зимой,
Мё рзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
2) «Сжимание-разжимание пальцев»
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Крепко пальчики сожмём,
После резко разожмём.
3) «Зажигалка»
Зажигалку зажигаю,
Искры, пламя выбиваю!
4) «Рукавицы»
Вяжет бабушка Лисица (поглаживание ладоней вверх)
Всем лисятам рукавицы:(поочередное растирание пальчиков начиная с большого)
Для лисички Оли, для лисенка Коли
Для лисички Маши, для лисенка Саши,
А для Катеньки лисички (заканчиваем мизинцем)
маленькие рукавички
В рукавичках да-да-да (растирание ладоней)
Не замерзнем никогда (сгибание-разгибание пальцев).
Самомассаж пальцев и кистей рук с помощью карандаша.
1) «Добывание огня»
Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
2) «Утюжок» (катаем карандаш правой рукой по левому колену, левой – по правому)
3) «Пианино»
Нам купили пианино-говорит сестрёнка Нина (правой рукой)
Нам купили фортепьяно-говорит сестрёнка Яна (левой рукой)
Спорит Нина-пианино (двумя рукам)
Спорит Яна-фортепьяно
4) «Мельница» Закружилась мельница, (двумя руками)
Быстро мука мелется.
5) «Вертолёт» Отправляется в полёт (правой рукой) Наш красавец вертолёт (левой рукой)
6) «Эстафета»-передача карандаша поочерёдно каждому пальчику
7) «Подъёмный кран»
Снизу-вверх по этажам
Дом растит подъёмный кран.
В ходе НОД используем пальчиковую гимнастику по лексической теме.
Массаж (самомассаж) подушечек пальцев рук.
Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца, а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца.
Дети любят всех зверей: (большой палец)
Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)
Пеликанов, журавлей, (средний палец)
Бегемотов, соболей, (безымянный палец)
Голубей и глухарей (мизинец)
Меняем руку
И клестов, и снегирей (большой палец)
Любят горного козла (указательный палец)
Обезьянку и осла (средний палец)
Дикобраза и ежа (безымянный палец)
Черепаху и ужа (мизинец)
Массаж (самомассаж) фаланг пальцев
Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев. На каждый слог – разминание одной фаланги.
По-пу-гай (большой) во-ро-бей (указательный) пе-ли-кан (средний) со-ло-вей (безымянный) пти-цы (мизинец)
А-на-нас (большой) аб-ри-кос (указательный) а-пель-син (средний) ман-да-рин (безымянный) фрук-ты (мизинец).
Пальчиковая игра.
В царстве у морской царицы
Вместо воздуха водица,
Вместо подданных – медуза,
Кит огромный толстопузый,
Осьминог и камбала,
Рыбы молот и пила,
Краб, моллюск, звезда морская
И акула очень злая.
А вот водолаз Федот
Здесь гостит, а не живет.
Развитие межполушарного взаимодействия.
Одним из составляющих элементов комплексной коррекционной работы для устранения нарушений у детей с ОВЗ является кинезиологическая коррекция.
Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.
Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активации межполушарного взаимодействия, позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.
Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:
• занятия проводятся утром;
• занятия проводятся ежедневно, без пропусков;
• занятия проводятся в доброжелательной обстановке;
• от детей требуется точное выполнение движений и приемов.
С каждым разом упражнения усложняются, объём заданий возрастает, темп выполнения заданий увеличивается.
Дыхательные упражнения.
1. Кулачки. Сжать пальцы в кулак, загнув внутрь большие пальцы. На вдохе – сжать кулак с усилием. Затем, ослабить усилие, сделать выдох. Повторить несколько раз с закрытыми глазами.
2. Свеча. Выполняется сидя на стуле. Необходимо представить, что стоит большая свеча. Нужно сделать глубокий вдох и одним выдохом задуть свечу. Затем представить 5-9 маленьких свечек. Сделать глубокий вдох и задуть эти свечки маленькими порциями воздуха.
Двигательные упражнения.
1. Составление «колечек»
2. Соединение «колечек»;
3. Поочередное соприкосновение кончиков пальцев двух ладоней;
4. При прижатии ладоней друг к другу, поочередное разведение и соединения пар пальцев;
5. Упражнение «Рамка» (Большой палец левой руки соединяется с указательным правой, большой палец правой руки соединяется с указательной левой. Затем ладонь вращаются в противоположную сторону и большой палец левой руки соединяется со средним пальцем правой. Поочередно переставляю пальцы, мы «двигаемся» к мизинцу);
6. Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»;
7. Лезгинка. Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развёрнут пальцами к себе так, что большой палец указывает налево. Правая рука вытянутыми пальцами прикасается к мизинцу левой руки, ладонь смотрит вниз. После этого одновременно меняется положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций, темп с каждым разом возрастает.
8. Капитан молодец (одна рука показывает большой палец, другая честь)
Перекрёстные движения.
1. Ухо—нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой—за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо, нос и хлопнуть в ладоши. Поменять положение рук.
2. Голова – живот (правая рука гладит по голове, левая похлопывает по животу, затем руки меняются)
3. Перекрёстное марширование. Медленно шагать попеременно касаясь то правой, то левой рукой до противоположного колена, после 6 пар движений, шагать, касаясь одноимённого колена, закончить упражнение касаниями по противоположной ноге.
Эти упражнения могут проводиться перед началом занятия.
Телесная релаксация. (может проводиться в конце занятия, для снятия напряжения)
1. Огонь и лёд. Команда «огонь» производятся интенсивные движения телом, команда «лёд» — замереть, сильно напрягая мышцы. Повторить несколько раз.
2. Тряпичная кукла и солдат. Встать как солдат, напрячь мышцы, застыть в позе и не двигаться. Затем сделать наклон вперед и расставить руки, чтобы они болтались как тряпки. Нужно стать мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Теперь снова встать как солдат и напрячь мышцы. Повторить несколько раз чередуя солдата и тряпичную куклу.
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях.