Ганиева Марина
Игровой проект «Семейные ценности»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
Название проекта : «Семейные традиции».
Авторы проекта : Гизетдинова Л. Ф., Ганиева М. Н.
Продолжительность проекта : 1 месяц.
Тип проекта : познавательно-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Актуальность работы:.
Публикация «Игровой проект „Семейные ценности“» размещена в разделах
В настоящее время эта тема стала актуальна и особенно трудна. Большое значение имеет взаимодействие с родителями, их отношение к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребёнка не должно идти стихийным путём.
Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношения в семье к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение семейных традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Цель проекта : обогащение социального опыта воспитанников и формирование семейных ценностей через игровую деятельность.
Задачи:
Обучающие: Повышать престиж семьи;
Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям;
Развивающие:
Формировать элементарные знания о правах человека;
Обогащать словарный запас детей новыми терминами, развивать связную речь, творческие способности;
Формирование представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях;
Актуализировать эмоциональный опыт детей в семейных взаимоотношениях; Способствовать развитию доброжелательности, терпимости, внимания, взаимопомощи.
Воспитывающие:
Создать положительную эмоциональную среду общения между детьми, родителями и педагогами.
Ожидаемые результаты:
вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка.
Практическое освоение знаний психолого-педагогических особенностей воспитания ребёнка через групповые тематические выставки детских работ, конкурсные программы, проекты.
Перспективы проекта :
Дети:
Познакомились с семейными традициями
Познакомились с профессиями: бухгалтер, инженер, инкассатор
Обогатился словарный запас детей
Расширились знания детей о том, какие традиции существуют в семье
Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
Достижение ребёнком его положительных качеств, способностей
Родители:
Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую проектную деятельность.
Повышение степени участия родителей в воспитании своих детей.
Педагог:
Осуществляет инновационную деятельность.
Повышает профессиональный уровень.
Системная паутинка по проекту «Семейные ценности».
Образовательные области Формы работы
1. Речевое развитие Беседа с детьми:
Беседа на тему: "Семья. Семейные ценности
Творческое рассказывание детей по темам и картинам:
«Скажем добрые слова».
Ознакомление с художественной литературой:
Пословицы, поговорки, загадки о семье.
Стихи о родственниках: «Семья»
2. Познавательное развитие Наблюдения: Беседа в кругу семьи с родителями о традициях в семье.
Дидактические игры: «Солнечные лучики», «Родословная семьи», «Назови правильно»,
«Чей? Чья? Чьё?», «Старше или младше»
3. Социально-коммуникативное развитие Сюжетно-ролевые игры:
«Поход в магазин»; «Путешествие в лес родными»; «Папины помощники».
Игры – драматизации:
«Три мамы».
4. Художественно-эстетическое развитие Рассматривание картин: Д. Денгель «Счастливая семья», В. Курчинский «Молодая семья»
Пение: Мама, Папа, Я.
5. Физическое развитие Подвижные игры: «Бабушка распутай нас», «Дед Мазай»
Краткое содержание проекта «Семейные ценности».
Этапы проекта Действия педагогов Действия детей Действия родителей
Подготовительный этап
(формулировка проблемы, планирование результатов проекта) 1. Выявить знания детей о семейных традициях;
2. Подобрать детскую и методическую литературу, картины, аудиозаписи, дидактические игры и др. ;
3. Продумать темы бесед и вопросы к ним. Интересуются темой проекта. Рассматривают иллюстрации с изображениямиродных, обсуждают их. Беседуют с воспитателями о семье. Родители общаются с воспитателями по теме проекта. Определяют план действий.
Деятельностный этап При обсуждении побуждают детей к выбору наиболее верного ответа. Обсуждают с детьми как можно проверить правильность ответа на вопрос. Расширяют представления детей о семейных традициях, посредством дидактических игр, рассматривания иллюстраций, проблемных ситуаций, пения. Дети совместно с воспитателем дают ответы на вопросы. Принимают активное участие в занятиях творческой направленности. Делают выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Закрепляют свои знания в дидактических играх и проблемных ситуациях. Родители принимают участие вместе с детьми. рассматривают иллюстрации, читают сказки, стихи, по теме проекта.
Заключительный этап (выставка продуктов проекта) Подготовка к открытому занятию – организация совместной и самостоятельной деятельности. Подготовка презентации проекта. Участвуют в презентации проекта. Представляют продукт деятельности. Прослушивание представления продукта ребенком дома.
1. Речевое развитие
Игра. Из давних времен до нас дошли, сказки, пословицы и поговорки о семье. Сейчас мы с вами их вспомним, я начинаю, вы – заканчиваете. Итак, начнем:
В гостях хорошо, а (дома лучше);
Не красит изба углями, а (красит пирогами);
Каков на дому, таково и (самому);
Дети не в тягость, а (в радость);
Когда семья вместе и (сердце на месте);
Всякой матери свое (дитя мило);
На свете все найдешь кроме (матери и отца);
Мать кормит детей, как (земля людей);
Нет для человека добрее (отца с матерью);
Нет дороже (отца с матерью);
Семья это (семь я).
«Беседа на тему: "Семья. Семейные ценности"»
Семья. Семейные ценности.
Всем говорю я: «Здравствуйте!»
Добрый день, друзья!
День наступил прекрасный,
Потому что в нем ВЫ и Я!»
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из этой семьи.
Воспитатель. Сегодня тема нашей беседы посвящена семье и семейным ценностям. - А что такое семья в вашем понимании? (семья – это мужчина и женщина, у которых есть дети, это близкие люди, родные, любимые люди, готовые тебе помочь в любую минуту, это опора и защита и др.)
Семья- это самое главное в жизни. Это близкие и родные люди, без которых не может быть нас, это те, кто нас любит и о нас заботится. И мы поступаем также.
Семья – это святое слово
И обижать его нельзя!
В нем наши корни, наша сила,
Наши заветные слова!
- А сейчас я хотела бы, чтобы вы на мгновение закрыли глаза и представили ваших родных и близких людей, тех,кто живет рядом с вами. Кого вы себе представили? (Это родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. Все они – ваша семья).
Большинство из вас счастливы в своих семьях.
- А что такое счастливая семья?
- А какую роль играет семья в вашей жизни и какую роль играете вы в семье?
- Как вы думаете, что важнее, вы для семьи или семья для вас?
Воспитатель: Действительно, семья - это частичка тебя самого, это самое главное,что есть в жизни человека. Здесь мы учимся жить, строить отношения с людьми, любить, заботиться о близких и отвечать на заботу.
В семье вы чувствуете тепло и заботу, потому что вас окружают добрые люди: мама и папа, братья и сестры. Семья для вас является опорой и защитой.
Ваши родители, бабушки и дедушки - это самые близкие люди, которых вы радуете своими успехами, добрыми делами, вы заботитесь о них и бережете их.
Семья – это место, где вас ждут, любят, понимают и принимают такими, каковы вы есть.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Подчеркивая важность семьи, люди даже учредили Международный день семьи, который отмечают 15 мая. В семье идёт всё своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, затем бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками. Когда они были маленькими, их воспитывали и заботились о них, став родителями, они заботятся о детях и о своих родителях. И так идёт из поколения в поколение.
Воспитатель. Ребята, а что же в ваших семьях самое дорогое, что берегут и передают из поколения в поколение?
Верно, это традиции и семейные ценности. Наверное, в ваших семьях есть какие-то свои традиции. Расскажите о них. (Дети рассказывают). А какие семейные ценности для вас самые важные? (Отвечают).
-Скажите, куда вы возвращаетесь каждый день после школы? (домой).
А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайником баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим Теплом.
О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
Воспитатель. А как создать Тепло нашего дома? Расскажите, пожалуйста, о тёплых отношениях, сложившихся в ваших семьях. (Дети рассказывают).
- Действительно, хочется вернуться и жить в том доме, где живет счастье!
Воспитатель. Среди народов бытует огромное число пословиц, касающихся семьи и семейных ценностей. Вдумаемся же в их мудрые суждения.
Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения) и т. д.
Лучше матери друга не сыщешь. (Русская)
Сердце матери лучше солнца греет. (Марийская)
Материнская забота и на дне моря спасёт. (Русская)
Отец сына на худо не научит. (Русская)
Кто слушает родителей – не обеднеет. (Абхазская)
Береги отца и мать – других не сыщешь. (Русская)
Наши родители не – гонители. (Русская)
У дитя заболит пальчик, а у матери сердце. (Украинская)
Родители детям плохо не скажут. (Мордовская)
Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская)
Ради ребёнка мать и в огонь бросится. (Белорусская)
Слушай наставления отца- матери – не заблудишься. (Белорусская)
Воспитатель. Итак, я надеюсь, ребята, сегодня вы поняли, что Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Нет ничего дороже семьи, ее традиций и ценностей.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!
Воспитатель: У меня для вас, дорогие ребята, есть пожелания.
--Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Дидактическая игра «Скажи добрые слова» (согласование имени существительного с прилагательным) :
мама (какая) —. ,
бабушка (какая) —. ,
дедушка (какой) —. ,
папа (какой) —.
СЕМЬЯ
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
«Дома»
На улице дождь непрерывный,
А дома тепло и светло.
И можно на бурые ливни
Спокойно смотреть сквозь стекло.
Тут можно укрыться от зноя,
Спастись от морозного дня.
В хорошее место родное — Домой так и тянет меня.
«Семья – большое счастье!»
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой —
У тех, кто всех послушней,
И непослушных самых.
У каждого на свете
Должны быть братья, сёстры…
Чтоб жизнь была весёлой
И от улыбок пёстрой.
У каждого на свете:
Детишек, птиц, зверья,
Должны быть те, кто дорог — Родимая семья!
У каждого на свете
Должны быть папа с мамой,
Познавательное развитие.
Игра «Солнечные лучи».
Возьмите каждый по солнечному лучику, которые заранее изготовлены для вас и напишите маркером любую семейную традицию, и не обязательно что бы это была ваша семейная традиция. Теперь озвучивая традицию, которую вы написали, прикрепляем наши лучики к солнышку.
Так как в группе есть семьи, в которых еще нет семейных традиций, мы попробуем предложить разнообразие традиций.
Родословная семьи.
А сейчас предлагаю шуточную разминку. Попробуйте сосчитать, сколько в семье человек.
«Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка.
Сестра, невестки, дочки
А самый младший – я.
Какая же у нас семья?
(6 чел., брат, сестра, их родители, бабушки и дедушка)
Дидактическая игра: «Назови правильно».
1. Нет в квартире грязи, хлама,
Убрала всё чисто… (МАМА)
2. Кто любимей всех на свете?
И за всю семью в ответе?
От зарплаты до зарплаты
Что б мы делали без (ПАПЫ)
3. Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша (БАБУШКА)
4. Он - мужчина, и он сед,
Папе - папа, мне он - … (ДЕД)
5. Все родные, с кем живете,
Даже дядя или тетя,
Непременно вам друзья,
Вместе вы - одна… (СЕМЬЯ)
Дидактическая игра «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных).
Шарф (чей) — мамин, папин,. .
Шапка (чья) — тетина, дядина. .
Пальто (чье) — бабушкино, дедушкино. .
Перчатки (чьи) — мамины, бабушкины. .
Сравнить, кто старше/младше (составление сложносочиненного предложения с союзом а) :
Папа — сын (папа старше, а сын младше,
папа — дедушка,
дядя — племянник,
внук — дедушка.
Дидактическая игра «Покажи, где.» (понимание логико-грамматических конструкций) :
мамина дочка, дочкина мама, мама дочки, дочка мамы.
Дидактическая игра «Скажи наоборот».
Старший — (младший, большой —. , молодой —.
Старше — (моложе, младше).
Дидактическая игра «Отгадай». Дети должны закончить предложения и подобрать соответствующие картинки к ним.
— О ком можно так сказать: старый, добрый, мудрый?
(Дедушка). Аналогичные вопросы задаются о каждом члене семьи.
Дидактическая игра «Я люблю всех» (назови ласково).
Например: мама — мамочка, папа — папочка и т. д.
Социально-коммуникативное развитие
Сценка «Три мамы»
Ведущий-взрослый
Роли исполняют дети: Таня, Мама, Бабушка
В центре зала или на сцене стол, три стула. На одном из стульев сидит кукла.
На столе блюдо с четырьмя ватрушками).
Воспитатель: Наши дети так упрямы!
Это каждый знает сам.
Говорят им часто мамы,
Но они не слышат мам.
Танюша под вечер
С прогулки пришла и куклу спросила:
Входит Таня, подходит к столу и присаживается на стул, куклу берет на руки.
Таня: Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
Ах, с этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий: Танюшина мама с работы пришла и Таню спросила:
Входит мама, садится на стул около Тани.
Мама: Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!»- кричала бабуля не раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас».
Ах, с этими дочками просто беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка, обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Ведущий: Тут бабушка — мамина мама — пришла, и маму спросила:
Входит бабушка с палочкой, подходит к столу и садится на третий стул.
Бабушка: Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице, за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки?
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же весь день сидеть без обеда,
Уж доктором стала, а все непоседа.
Ах, с этими дочками просто беда.
Скоро ты будешь, как спичка, худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Сегодня к обеду ватрушка!
Все едят ватрушки.
Ведущий: Три мамы в столовой сидят,
Три мамы на дочек глядят.
Что с дочками сделать упрямыми?
Все трое: Ох, как не просто быть мамами!
Художественно- эстетическое развитие.
Композиция: Мама, папа, я
Расскажи мне папа, почему всегда
К морю убегает по реке вода
Где берутся реки, сколько в небе звезд,
Почему так много лепестков у роз
К лету лед растает, с гор ручьи стекут
Словно птицы в стаи их реки соберут
Звезд пока на небе люди не сочли
Розы от природы нам в подарок принесли
Припев:
Сложно в этом мире сразу все понять
Мы в одной квартире будем жить и знать
Знаю, в день погожий пусть ни с кем не схожа
Но всего дороже мне моя семья
Я упряма, может, но люблю их тоже
Я на них похожа, мама, папа, я
Я упряма, может, но люблю их тоже
Я на них похожа, мама, папа, я
Почему весь круглый, как ни смотришь мяч
Почему вопросов у меня, хоть плачь
Не волнуйся дочка, всего не разберешь
Скоро подрастешь ты, вот тогда поймешь
Может быть, когда-то ты увидишь сон
В глубине заката раствориться он
В нем на все вопросы я найду ответ
Лучше мамы с папой у меня на свете нет
Физическое развитие
«Дедушка сапожник» подвижная игра.
Цель: развивать внимание.
Дети стоят в кругу, в центре «дедушка сапожник». После каждого слова дети на шаг подходят к водящему.
Дети: Дедушка сапожник, сшей нам сапоги. Дед: Подождите, дети, потерял очки! Дети: Дедушка сапожник, сколько с нас возьмешь? Дед: Два рубля с полтиной, пятачок и грош. Дети: Дедушка сапожник, ты с ума сошел? Дед: Подождите, дети, я очки нашел! Дед догоняет детей, кого поймает, то и водит.
«Дедушка Мазай» подвижная игра.
Цель: развивать воображение, смекалку.
Дети идут в хороводе, водящий в центре.
Дети: Здравствуйте, дедушка Мазай, из коробки вылезай! Мазай: Здравствуйте, дети, где вы были, что делали? Дети: Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!
Дети показывают действия, Мазай должен отгадать их.
Игра «Бабушка, распутай нас!»
Эта игра рассчитана не только на подвижность, но и на смекалку. Интересней она становится тогда, когда в ней принимает участие как можно больше детей. Условие: Все становятся в круг, взявшись за руки, и пока судья (в игре – бабушка) отворачивается, все участники должны переплестись между собой так, чтобы их сложно было распутать, но по правилам руки расцеплять нельзя. Если бабушке удается распутать всех детей так, чтобы вновь образовался круг в первозданном своем виде, то игра считается завершенной.