Фролова Анна Валентиновна
Игровой проект «Народные и подвижные игры» для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
ГКОУКО «Козельская школа-интернат»
Муниципальный конкурс игровых программ и проектов
«Шаг вперёд»
Игровой проект
Руководитель проекта : Воспитатель высшей категории Фролова А. В.
Участники проекта : Учащиеся 3 класса.
Козельск, 2023
Аннотация:
Публикация «Игровой проект „Народные и подвижные игры“ для 3 класса» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Подвижные игры для детей
- Подвижные игры. Проекты, проектная деятельность
- Проекты в школе. Начальные классы, 1 - 4 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Игры — своеобразная школа ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; предоставляется обильная пища для работы ума и воображения; воспитывается умение преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх — залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка обнаруживает свою древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться идет из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное. Этому придавали необычайную важность, так как полагали, что есть числа счастливые и несчастливые.
Взрослые пересчитывались — стали пересчитываться и дети. Ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту на зверей, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались сговорки: кого выбираешь? что выбираешь? что возьмешь?
Срок проекта :
С 11 января по 23 февраля.
Участники проекта :
Учащиеся 3 класса, воспитатели, родители.
Актуальность:
Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с движениями, игры-состязания, игры с мячом и другим спортивным инвентарём. Дети играют постоянно - это их естественная потребность, это способ познания окружающего мира.
Тип проекта :
Информационно - игровой.
Цель:
Воспитание и развитие детей на идеях народной педагогики, физическое воспитание учащихся.
Задачи:
Обучение народным подвижным играм и совместным действиям.
Развитие физических качеств: ловкости, равновесия, быстроты движений посредством народных подвижных игр.
Закрепление основных движений: бега, прыжков, метания в ходе проведения народных подвижных игр.
Воспитание любви к родному краю, самостоятельности в принятии решений.
Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Обеспечение проекта :
Методическое:
М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры. М. : Айрис-пресс, 2003.
О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс, 2010г.
Картотека русских народных подвижных игр.
Материально-техническое:
Мячи.
Цветные мелки.
Флажки.
Бубен.
Колокольчик.
Платок
Шапочки животных.
Шнур, тонкий канат.
Методы проекта :
игры - подвижные, малой подвижности, хороводные.
Ожидаемый результат:
развитие диалогической и монологической речи детей.
использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
дети умеют играть в русские народные подвижные игры, используют считалки.
создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
привлечь родителей в воспитательный образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями.
I. Организационный.
- подбор методической литературы;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
- разработка занятий;
- тематическое планирование;
- подбор музыки.
II.Реализация проекта :
Коммуникация.
1. Заучивание считалок, скороговорок.
2. Беседа «Как играли в старину».
Художественная литература.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
2. Заучивание считалок, скороговорок.
3. сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки.
Здоровье.
1. Организация и проведение подвижных игр, сохраняющим и укрепляющим физическое здоровье детей.
Безопасность.
1. Объяснение техники безопасности.
Физическая культура.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность.
Социализация.
1. Совместная игра.
2. Ознакомление с атрибутами игр.
Познание.
1. Объяснение правил игры.
2. Рассказ об истории народных подвижных игр.
3. Беседа «Как играли в старину»
Музыка.
1. Включение народных подвижных игр в непосредственную образовательную деятельность соответствующей тематики.
III. Обобщающий.
- проведение досуга.
Приложение.
Занятия по внеурочной деятельности «Подвижные игры».
Тема: «Подвижные игры
Задачи:
-Развивать интерес к подвижным играм.
-Воспитывать стремление к здоровому образу жизни.
Цель: формировать универсальные учебные действия.
Личностные:
установка на здоровый образ жизни, развитие этических чувств – стыда, вины, совести, как регуляторов морального поведения;
понимание чувств других людей и сопереживание им;
осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик»,
создать доброжелательную атмосферу,
умение работать в коллективе.
Познавательные: структурирование знаний.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
умение договариваться, находить общее решение;
умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в
взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
Оборудование: Маршрутные листы, карточки.
Организационная часть.
Цель: организация детей на занятие, развитие чувства темпа и ритма.
Включаю музыку, дети 2 минуты танцуют, повторяя движения за ведущим.
1. Вспоминаем физминутку.
Мы топаем ногами топ, топ, топ.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп.
Киваем головой.
Мы хлопаем руками хлоп, хлоп, хлоп
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем,
Мы руки разведем и крутимся потом,
И побежим кругом (На месте).
2. Для чего нам нужны подвижные игры? (вывешиваю карточки - быть ловкими, смелыми, находчивыми т. д.)
Начнем мы с любимой игры «Летучий мяч». Назовите правила этой игры. Описание игры. Участники становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. Водящие (2-3 человека по считалке) встают в середину круга.
На златом крыльце сидели:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты есть такой?
У кого-либо, из стоящих, по кругу в руках мяч. Играющие перебрасывают мяч по воздуху так, чтобы водящие не могли коснуться его. Бегая в середине круга, водящие стремятся дотронуться до мяча находящегося в воздухе, на земле или в руках у кого-либо из игроков. Если водящему удается коснуться мяча, то он меняется местом с игроком, бросившим мяч, или с игроком, державшим мяч, когда его коснулся водящий.
Правила:
Если мяч вылетит из круга, то играющие должны как можно быстрее поднять его и, вернувшись на свои места, продолжать игру. Водящий имеет право касаться не только мяча, находящегося у кого-либо в руках, в воздухе, на земле, но и мяча, вылетевшего за круг.
Цель: совершенствование навыков быстроты, ловкости, воспитание организованности, дисциплинированности, внимания (каждой группе предлагаю игры на выбор).
3. Горелки
Перед началом игры с помощью считалки выбирается водящий. Все игроки строятся в колонну по двое. Водящий становится впереди колонны спиной к играющим и произносит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло,
И раз, и два, и три,
Последняя пара, беги!
Услышав слово «беги», пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий пытается опередить одного из бегущих, чтобы занять его место. Игрок, которому не достанется места, становится водящим и «горит». Новый водящий может вызвать любую из пар, находящуюся в колонне. Например, он может произнести: «Четвертая пара, беги!», «Вторая пара, беги!» – и т. п. Поэтому всем играющим нужно быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.
4. Белки, орехи и шишки
Количество игроков в этой игре должно быть кратно трем. Дети становятся в круг и рассчитываются на первый-второй-третий. Каждый участник запоминает свой номер. Первые номера – это «белки», вторые – «орехи», а третьи – «шишки». Каждая тройка, состоящая из «белки», «ореха» и «шишки», должна взяться за руки и образовать кружок. Один из игроков – водящий. Он становится в середине круга. По команде «Белки, меняй!» все белки меняются местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Если он сумеет это сделать, он станет «белкой», а бывшая «белка» останется без места и станет водящей.
Затем звучит команда «Орехи, меняй!», или «Шишки, меняй!», по которой перебегают названные игроки.
Руководитель игры должен внимательно следить за тем, кто остался без места и все ли кружки заполнены игроками. В разгар игры можно неожиданно подать команду «Белки, шишки, орехи, меняй!». По этой команде все должны поменяются местами, что вызовет путаницу, необычайное веселье и смех. На этом можно завершить игру.
Цель: снижение двигательной активности. (Каждой группе предлагаю игры на выбор)
Стой!»
Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Стой!» они останавливаются и замирают на месте. По сигналу: «Можно бежать!» игра продолжается. Дети, которые не отреагировали сразу на сигнал, на усмотрение воспитателя должны выполнить любые движения (приседания, прыжки, наклоны и т. д.).
Стой!»
Дети бегают по площадке в разных направлениях. По сигналу: «Стой!» они останавливаются и замирают на месте. По сигналу: «Можно бежать!» игра продолжается. Дети, которые не отреагировали сразу на сигнал, на усмотрение воспитателя должны выполнить любые движения (приседания, прыжки, наклоны и т. д.).
«Ладошки»
Двое играющих детей встают друг против друга. Они одновременно хлопают в ладошки, а потом соединяют их перед собой (правую ладошку – с левой, левую – с правой). Далее ладони соединяют крест-накрест: правую ладошку – с правой, левую – с левой. Наконец хлопок – и снова ладони вместе! Сначала эти движения проделываются медленно, а потом все быстрее и быстрее до тех пор, пока ладони не спутаются. Тогда игра начинается сначала.
Игра «Хвост и голова»
У змеи есть голова и хвост. Змея пытается укусить себя за хвост. Выбирают «голову» и «хвост». Все играющие становятся в линию один за другим. Каждый кладет руки на плечи игрока, стоящего перед ним. «Голова» становится в начале колонны, а «хвост» — в конце.
«Голова» громко декламирует:
Ах, как весело мне что-то,
Вот бы кости поразмять.
Поиграть сейчас охота,
Может хвост мне свой поймать?
«Хвост» громко отвечает:
Что ты вздумал, Чудо-Юдо?
Коль меня ты отгрызешь,
Никуда уже отсюда
Никогда не уползешь!
«Голова» начинает охотиться за «хвостом», который должен все время увертываться от нее. Пойманный «хвост» должен заплатить фант, а после выполнения задания может сам стать «головой».
Подведение итогов занятия, рефлексия.
Кому понравилось играть?
Какая игра понравилась больше всего? Почему?
Что вызвало затруднения?
Для чего надо выполнять правила игры?
Молодцы! Занятие закончено.