Ольга Русина
Игровой материал к сюжетно-ролевым играм в ДОУ для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Для развития игр в ДОУ необходим целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что создает «материальную основу» игры, обеспечивает развитие игры как деятельности.
Подбор игрового материала должен осуществляться в соответствии с основной тематикой, с учетом ближайшей перспективы их развития.
Предметно-развивающая среда должна содержать готовые игровые зоны.
Публикация «Игровой материал к сюжетно-ролевым играм в ДОУ для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Остаются готовые игровые зоны, но они значительно обогащаются. Границы игровых зон размыты, одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница».
Важно учить детей взаимопроникновению сюжетов. Например, при игре в больницу можно ввести в сюжет роль водителя «Скорой помощи». При игре «Семья» можно запланировать поход по магазинам для покупки продуктов и вещей. В средней группе добавляются магазин одежды, обуви и др.
В группах старшего дошкольного возраста необходимо отказаться от стационарных игровых зон, сковывающих игровую инициативу детей, предлагающих детям готовые сюжеты. Кроме того, среди игровой атрибутики значительное место занимают детские поделки, используемые в играх (деньги, кошельки из бумаги, таблетки, бланки для рецептов и многие другие). Использование самоделок повышает у детей интерес к игре. Для развития у детей ролевых действий необходимо умение перевоплощаться. Использовать для этого костюмы и атрибуты (фартук для мамы, белый халат для врача, фуражка для милиционера).
Материал к сюжетно-ролевой игре должен быть всегда, что называется, под рукой и в то же время не должен быть постоянно на виду, т. е. воспитатель не должен использовать сюжетно-ролевую игру как элемент дизайна.
При оформлении игровых уголков рекомендуется использовать детали от многосекционных ширм. Таким образом, можно отделить зону «Больницы», предварительно заменив шторку с цветной на белую, использовать секцию для игры в магазин, использовать секцию от кукольного театра как окошко в доме.
Для игр в «шоферов» можно использовать чехлы на спинки стульчиков с аппликацией: автобус, скорая помощь, военный джип, пожарная машина. Чехлы хранят на вешалках-плечиках на стойках в уголках ряжения.
Все атрибуты различных сюжетных игр помешаются в яркие пластиковые, деревянные или картонные лотки, коробки, которые помечаются специальными условными обо значениями (например, красный крест на коробке с атрибутами для игр «Больница» или «Аптека»; изображение книги и глобуса на коробке с атрибутикой для игр «Школа» и «Библиотека»; изображение кастрюли на коробке с игрушечной посудой для игры «Семья» и т. д.).
В соответствии с сюжетообразующими функциями выделяются три типа игрового материала.
«Предметы оперирования» - это игрушки, имитирующие реальные предметы, - орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т. д.)
«Игрушки - персонажи» - это разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же по функциям в игре относится игровой материал, представляющий игровые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли, например, белая шапочка врача, каска пожарника и т. п.
«Маркеры игрового пространства - это игрушки, игровой материал, указывающий на место действия, обстановку, в которой оно происходит (например, игрушечная кухонная плита, дом-теремок, остов ракеты, рама, изображающая нос корабля или переднюю стенку автобуса и т. п.)
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне изменяются в двух направлениях. С одной стороны это усиление реалистичности игрушки с одновременным уменьшением её размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок, а также сборные модели (типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов) и игрушки-трансформеры.
Игрушки-персонажи в старшем дошкольном возрасте уменьшаются в размерах. Большую ценность для ребёнка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такие наборы позволяют ребёнку реализовывать ту или иную роль, строить свой игровой мир и управлять им.
Для правильного подбора игрового материала и руководства играми воспитателю необходимо изучать интересы детей, их любимые сюжеты игры, полноту и воспитательную ценность бытующих в группе игр; знать, как объединяются дети в сюжетно – ролевой игре : кто с кем любит играть, какова их нравственная основа объединений, характер отношений.