Светлана Викторовна Орехова
Игровое занятие «Русская печка»
▼ Скачать + Заказать документы
I. Организационный этап (5 мин)
Приветствие
Создание атмосферы психологической комфортности, эмоциональной поддержки ребёнка.
Введение в проблемную ситуацию
Мотивирование детей на участие в предстоящей деятельности
Погружение в проблемную ситуацию Под русскую народную мелодию «Березка», дети, в русских народных костюмах, входят в зал, оформленный под русскую горницу.
Хозяйка в русском сарафаневстречает детей, устанавливает зрительный контакт.
Публикация «Игровое занятие „Русская печка“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русская печь, печка
- Темочки
«Слава нашей стороне,
слава русской старине,
И про эту старину
я сейчас рассказ начну,
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли!»
Создает проблемную ситуацию
Здравствуйте, детушки милые. У меня сегодня очень плохое настроение. Внучка Аленка не доела за обедом хлеб, да и бросила его на пол. Она не знает, как много труда необходимо приложить, чтобы испечь хлеб.
Предлагаю помочь мне: рассказать и показать, как пекут хлеб
Дети здороваются.
Коммуникативная деятельность.
Размышляют, что означают знаки? Предполагают, как действовать
Высказывают предположения.
Формулируют (совместно с педагогом) вывод.
Гностический (проблемно-поисковый)
II. Основной этап (25-30 мин)
Актуализация знаний
Формирование речевых умений, навыков, необходимых для «открытия» нового знания. Милости прошу! Проходите в избу, дорогие гости! Мальчики девочек за руки берите, на удобные места сажайте и сами рядышком присаживайтесь. А я погляжу, какие мальчики у нас вежливые да заботливые, как девочек заботливо усадят. И на девочек полюбуюсь, какие они вежливые, как мальчикам «Спасибо» скажут.
Вот какая у меня изба просторная, вот как славно все разместились!
Дети, вы заметили, какими словами я вас встретила? И вы мне тоже «здравствуйте» сказали.
Что же это за слово такое?
Что оно означает, как вы думаете?
«Здравствуйте» от слова - «здравие», то есть «здоровье».
Мы желаем человеку здоровья, желаем ему не болеть.
Это пожелание доброе или злое? Поэтому и говорить это слово надо ласково, приветливо, смотреть в лицо тому, с кем здороваешься. Давайте попробуем. Посмотрим в глаза соседу и скажем: «Здравствуй».
А еще я вам сказала: «Милости прошу!»
Что эти слова означают?
Как вы их понимаете?
Выслушивает предположения детей.
Помогает сформулировать вывод «Милость» - от слова
«милый».
Этими словами я призываю вас быть милыми. Наши русские приветствия - не простые слова, а пожелания доброты.
Милый человек, какой? (Добрый, ласковый, внимательный). : Предлагаю послушать пословицу «Русские - народ добрый, ласковый доброжелательный».
Вот такой народ и срубил мою избу.
Как вы думаете, где взяли бревна на постройку избы?
В какое время года люди заготавливали лес на постройку?
А почему зимой?
Какие деревья заготавливали?
Почему ель или сосну?
Один ли хозяин рубил избу?
Они жили дружно и им всегда помогали соседи
Предлагаю детям показать, как нужно обращаться с просьбой.
На утро много мужиков с топорами пришли помочь.
Такое было правило на Руси, такая традиция – помогать друг другу.
Как называлась такая традиция? (помочь).
Какие пословицы о взаимопомощи вы знаете.
Предлагаю детям подумать, все ли деревья рубили? Подвожу их к понятию о старой традиции – уважение к старшим.
Старые деревья не трогали. Старость на Руси уважали. Со старыми людьми советовались, о них заботились, их слушались. И старому дереву тоже давали возможность спокойно дожить свой век. Молодые тоже не трогали - они тонкие, не прочные, плохо сохраняют тепло. Поэтому выбирали сосны да ели средние по возрасту: они самые надежные.
А в какое время года ставили избу?
На Руси говорили не строить, а рубить. Почему?
Вот так и построили эту избу. И будет она стоять и 100 и 200 лет.
А как закончат дело, так хозяйка стол накроет. Теплый хлеб на середину стола поставит.
И начиналось веселье с песнями и играми.
Коммуникативная деятельность.
Отвечают на вопросы
Высказывают предположения.
Объяснение выбора с доказательствами
Дети отвечают на вопросы как лес заготавливали, какие деревья выбирали, в какое время года и делают умозаключения
По ролям
«Приходите, люди добрые, помогите
рубить избу»».
«Непременно придем» - отвечал сосед
Дети вспоминают пословицы о взаимопомощи:
1. Ум хорошо, а два - лучше.
2. Одному хорошо, а вместе лучше.
3. Всякая помощь хороша вовремя.
4. Ищешь помощи — сам помогай.
5. Доброе слово – тоже помощь.
Дети отвечают и делают выводы о том, когда ставили избу и почему рубили, а не строили.
Перцептивный (словесной передачи слухового восприятия материала; практический)
Музыкальная пауза
Развитие координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
Организую русскую народную игру «Плетень»
(Музыкальная игра «Плетень»
русская народная мелодия, обработка С. Бодренкова)
Игровая деятельность
Дети выполняют игровые движения под музыку
Перцептивный (практический)
Актуализация знаний
Формирование речевых умений, навыков, необходимых для «открытия» нового
Хозяйка: приглашает детей в горницу.
Гости мои милые, детушки любимые.
Оглядитесь вокруг да скажите вдруг:
что в избе больше всего места занимает?
Послушайте загадку:
- Толстая Федора, наедается не скоро
Но зато когда сыта, от Федоры теплота.
Что же это за Федора?
Хозяйка:
Рада видеть вас у печки.
Без нее и дом пустой,
В ней и жарить, в ней и парить,
И зимой с ней как весной.
В старину так говорили:
“Печь нам мать родная всем,
На печи все красно лето,
У печи и сплю, и ем”.
Почти половину горницы занимала русская печка.
Ребята, а ну-ка подумайте, для чего нужна была русская печь?
Хозяйка: У русской печи велись беседы, а сколько сказок было рассказано на печи долгими, зимними вечерами. Много ласковых слов сказано о печке.
Коммуникативная деятельность
Отвечают на вопросы
Ребенок читает закличку
Помоги нам, боярыня
Ты свари, испеки
Обогрей, освети
Полечи и спаси
А мы тебя будем прославлять!
Песни петь да плясать!
Перцептивный (наглядный; практический)
Музыкальная пауза
Развитие координации движений, чувства темпа и ритма в движении.
После заклички, предлагает детям инсценировать песню
«Новый дом». Музыка Р. Бойко. слова Л. Дербенева
Инсценировка песни
Открытие детьми нового знания
Побуждение детей к «открытию» нового знания в совместной с педагогом деятельности.
Погружение в проблемную ситуацию.
Объяснение (добывание) нового знания.
Знакомство со старинными предметами: кочерга, чугунок, ухват, хлебная лопата. Объясняет, для чего нужна хлебная лопата.
Чтобы замесить тесто, хозяйка вставала с петухами, то есть очень рано. Люди так и говорили: «Хочешь, есть калачи – не лежи на печи!»
Рассказ воспитателя о русской традиции при подготовке к выпечке хлеба.
Дидактическая игра «Замеси тесто» с использованием интерактивной доски
(Использование ситуации неожиданности для организации дальнейшей продуктивной деятельности)
Находим под салфеткой натуральные продукты для замешивания теста.
При замешивании теста, уточняем количество используемых ингредиентов.
Хозяйка сопровождает действия детей чтением стихов и потешек.
Золотистую пшеницу
Жернова сотрут в мучицу.
Из муки замесим тесто –
в печь отправим - там ей место.
Предлагаю детям замесить настоящее тесто и испечь хлеб
Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – не пропадет,
Румяной булкою придет.
Чтение четверостиший о «Хлебе»
Сюрпризный момент (пока дети читают, незаметно положить в печь свежеиспеченный хлеб)
Хозяйка:
Вот закончилось веселье
В горницу пора бежать!
Хлеб из печки вынимать
(сопровождение действий ребенка стихами)
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол,
Он пожаловал, пришел.
Подрумянился, окреп
В жаркой печке вкусный хлеб.
Хозяйка: Угощайтесь, хлебом, гости дорогие!
На интерактивной доске,
дети отбирают необходимые продукты для замешивания теста из предложенных, объясняют свой выбор
Продуктивная деятельность
Дети замешивают тесто, укладывают на хлебную лопату и отправляют в печь
(закрепление количественного счета)
Коммуникативная деятельность
Обращаются к печке с ласковыми словами :
Ой, ты печка – сударыня (поглаживая)
Помоги нам, боярыня.
Душистый хлеб испеки.
Нам, ребятам, помоги
1 ребенок:
Запах свежего хлеба из русской печи.
Ничего нет вкуснее, хоть весь свет обыщи.
2 ребенок:
Хлеб рождается в поле, где во ржи васильки,
Где просторы и воля, как слеза - родники.
3 ребенок:
В нём замешана неба широта, глубина.
Нет прекраснее хлеба. И Россия - одна.
Ребенок открывает заслонку, вынимает и показывает всем детям хлеб
Перцептивный (наглядный; практический)
Гностический (проблемно-поисковый)
III. Заключительный этап (2-3 мин)
Рефлексия.
Подведение итога, организация рефлексии.
Понравилось вам в горнице?
При односложном ответе детей («Интересно», просит уточнить, что именно было интересным? Обращает внимание на грамматически верное построение предложения.
Вот так и жили на Руси наши предки, мы должны помнить обычаи, старинные праздники, знать русские народные поговорки, пословицы, загадки, песни, хороводы. Всем этим так богата наша русская земля!
Пришла прощаться нам пора,
До свидания, друзья!
Рассказывают, что понравилось на занятии, что заинтересовало.
Прощаются