Елена Болдарева
Игровое взаимодействие родителей и дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день актуальным вопросом в детско-родительских отношениях является организация совместной игровой деятельности. Зачастую занятость родителей настолько высокая, что общение с детьми сводится в основном к решению бытовых вопросов. Кроме того, у большинства родителей отсутствует или сформировано в недостаточной степени понимание необходимости организации детско-родительского межличностного взаимодействия во всех сферах: общении, практической и игровой деятельности.
Снижение продуктивности межличностного взаимодействия, культуры общения, уровня чувствительности и эмоционального принятия ребёнка в детско-родительских взаимоотношениях затрудняет социальную адаптацию ребёнка в дошкольных образовательных организациях. В связи с чем, возникает необходимость повышения уровня родительской психолого-педагогической компетенции в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста через организацию совместной игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
По мнению Н. Ю. Ган: «Умение играть возникает у ребёнка не спонтанно, а в процессе игрового взаимодействия со взрослыми в детском саду и дома. Игровая деятельность ребёнка только тогда будет способствовать всестороннему развитию его личности, если в ней участвует взрослый. Очень важно чтобы игра стала актуальной для каждой семьи, и тогда игровые традиции естественным образом будут переходить от старших к младшим. Решать эту крайне важную проблему надо вместе с семьёй, ведь многие родители обладают уникальным игровым опытом, сформированным на основе традиции той среды, в которой они выросли»
Игровое взаимодействие родителей и дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации может быть организовано в различных формах: в процессе детско-родительские игровые занятия, совместная со взрослыми игровая деятельность, игровая театрализация и др.
Ю. В. Кириллова отмечает, что «Игровая форма детско-родительских занятий способствует:
– привлечению родителей к сотрудничеству со специалистами дошкольной образовательной организации;
– повышению у родителей психолого-педагогических знаний, методов и приёмов эффективного взаимодействия с детьми;
– приобретению родителями и детьми опыта эмоционального общения, позитивного взаимодействия в совместной игровой деятельности;
– развитию и укреплению эмоциональных отношений в диаде «родитель–ребёнок», оптимизирующих детско-родительские отношения»
И. А. Хафизова считает, что при организации игрового взаимодействия детей и родителей «… в детском саду игры должны иметь двухуровневый характер:
1) формирование игровых умений в совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый вступает в игровое взаимодействие как партнёр;
2) создание условий для самостоятельной детской игры (без участия взрослого) посредством специального подбора игрушек, обеспечения места и времени для игры»
Игровое взаимодействие родителей и дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации будет проходить успешно при соблюдении основных принципов формирования игровой деятельности у дошкольников:
1. Для того чтобы дети дошкольного возраста успешно овладели игровыми умениями и сформировали игровые навыки, взрослому необходимо постоянно играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у дошкольников игровых умений и навыков, необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие, как с партнёром-сверстником, так и с партнёром-взрослым.
3. Взрослый, играя вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, должен на каждом его этапе развёртывать совместную игровую деятельность таким образом, чтобы ребёнок «открывал» и усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построения того или иного вида игры.
Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность вхождения дошкольников в мир игры, является сам характер поведения взрослого. В большинстве случаев, играя с детьми, родители принимают на себя роль учителя, в то время как необходимо принимать роль партнёра по игре, причём, иногда равноправного партнёра. В таком случае дети чувствуют себя более раскрепощёнными и равными родителям в возможности включения в игру и выхода из неё.
Родители систематически принимают участие в игровом взаимодействии со своими детьми, так как совместные игры обогащают внутрисемейные отношения, расширяют круг совместных интересов и увлечений, способствуют эмоциональному сближению.
Таким образом, игровое взаимодействие родителей и детей в условиях дошкольной образовательной организации необходимо строить с учётом определённых правил и принципов.