Лидия Бадун
Игровое пособие «Линейка времени» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Как отражается в сознании ребенка время? Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, явления протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени : определять, измерять время, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умения регулировать и планировать деятельность во времени создают основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни. Вместе с тем специфические особенности времени, как объективной реальности, затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении. Течение времени всегда совершается в одном направлении – от прошлого к будущему. Его нельзя задержать, вернуть, «показать». Нельзя увидеть, услышать, понюхать, потрогать. Оно то «летит», то «течет», то «бежит».
Публикация «Игровое пособие „Линейка времени“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Линейка в школе. Сценарии общешкольных линеек
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2022
Как же ребенку показать время? Чтобы включить детей в процесс познания временных отношений, суметь продемонстрировать «течение времени», уточнить понимание слов, обозначающих отрезки времени, понимание последовательности событий, действий, явлений я предлагаю интерактивное пособие «Линейка в р е м е н и».
Устроено пособие следующим образом : экран прямоугольной формы (размер 50х50 мм, с кармашками расположенными в два ряда (первый ряд – пять кармашков; второй ряд – три кармашка) и «универсальной «линейкой времени» внизу экрана. Имеется приложение: набор карточек (с условным, цветовым, словесным обозначением временных понятий) на десять вариантов временных ситуаций :
1. Части суток: утро, день, вечер, ночь
2. Времена года (зима, весна, лето, осень)
3. Режим дня (подъем, зарядка, завтрак, занятия, прогулка, обед, сон, игры, ужин, сон)
4. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье)
5. Месяцы (январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь)
6. Временные наречия : «позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра»
7. Временные наречия : «раньше, сейчас, потом»
8. Число месяца (1, 2, 3, 4, 5, …., 31)
9. Возраст поколений (предки, современники, потомки)
10. Временные существительные (прошлое, настоящие, будущее)
Карточки распределены по отдельным конвертам с соответствующим номером или условным обозначением.
Методические указания
по работе с интерактивным пособием
«Линейка времени»
Создается поисково – познавательная ситуация «Восстановить логический временной ряд, в заданной временной ситуации». Посредством анализа представлений «что сначала, что потом», исследуется заданная временная ситуация относительно текущего момента, делается вывод: т. е. уточняются, усложняются, систематизируются уже известные временные характеристики, вводятся новые понятия.
Например, в контексте образовательной ситуации, возникла необходимость исследовать логический ряд относительно временного понятия «сегодня». Карточка выставляется в средний кармашек первого ряда (текущее событие, слева - «что сначала», справа – «что потом». Во втором ряду выставляются более обобщенные временные понятия : «прошлое, настоящее, будущее»; «предки, современники, потомки».
Опыт работы с дошкольниками, по установлению временной последовательности, показал, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться пособием, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.