Людмила Лобанова
Игровое пособие для детей дошкольного возраста «Кубик-рубик»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровое пособие для детей дошкольного возраста
Авторы разработки: Лобанова Л. Н. Ичеткина О. В. Цель: использование многофункционального игрового пособия
«Кубик – Рубик» как средства развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обогатить и разнообразить РППС группы через изготовление нового игрового пособия.
Публикация «Игровое пособие для детей дошкольного возраста „Кубик-рубик“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Кубики. Игры с кубиками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» ноябрь 2016
2. Разработать игры и упражнения по основным образовательным областям в соответствии с ФГОС ДО.
3. Развивать социально-коммуникативные и речевые навыки через различные виды деятельности.
Таким образом, содержание игрового пособия «Кубик – Рубик» охватывает все виды детской деятельности, которые реализуются в процессе игры.
Описание пособия «Кубик – Рубик».
Основу «Кубика – Рубика» составляет мягкий модуль в форме куба со вставными жесткими гранями. Куб располагается на крутящейся устойчивой подставке, что даёт возможность ребёнку сменить игровую деятельность, не меняя своего положения или совмещать в своей игре несколько игровых полей куба. Куб является съемным элементом, крепящимся на подставке липкими текстильными лентами, что даёт возможность использовать куб вне подставки, а в удобном для ребёнка месте. Подставка также является самостоятельной функциональной единицей: её можно использовать как демонстрационный стол для рассматривания (натюрморта, образца будущей постройки) объектов с разных углов зрения.
«Кубик – Рубик» имеет шесть функциональных полей:
1. Магнитная доска.
2. Фланелеграф.
3. Рамка для рисования.
4. Поле со вставными кармашками.
5. Шахматная доска.
6. Кисея.
Магнитная доска предназначена для художественного конструирования. В материалах предложены круглый и геометрический конструкторы. Дети имеют возможность создавать плоскостные постройки, как по замыслу, так и по образцу, следуя схемам.
Фланелеграф осуществляет функции плоскостного театра. Для воспроизведения сказок («Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок») имеются декорации и герои, выполненные из фетра.
Рамка для рисования представляет собой кармашек со сменными листами и предназначен для рисования фломастерами (т. к. для карандашей не хватает нажима, а краски имеют свойство стекать). Предлагается рисование не только по замыслу, но и сменные вытираемые планшеты (ламинированные листы) с заданиями «Продолжи узор», «Дорисуй вторую половину» и др.
Поле со вставными кармашками предназначено для выявления логических цепочек, для определения составляющих элементов обобщающих понятий и др. и представляет собой 16 кармашков, расположенных по четыре вертикально и горизонтально.
Шахматная доска предназначена для игры в шашки и шахматы, находится на верхней грани куба. В игры можно играть стоя за кубом или сидя, если куб снят с подставки.
предназначена для развития мелкой моторики и используется в обучении детей плетению косичек, завязывание узлов и набиранию бус.
Работа с детьми.
«Кубик – Рубик» можно использовать не только в игровой деятельности, но и при непосредственной образовательной деятельности (НОД). Одномоментное количество играющих (работающих) за кубом может доходить до четырех детей. Можно играть сидя или стоя за кубом. Поворотный механизм куба дает возможность ребёнку менять игру, не меняя своего положения или работать сразу на нескольких игровых полях. Куб даёт возможность внедрения индивидуального и дифференцированного подхода к детям не только в процессе НОД, но и в свободной игровой деятельности.
«Кубик – Рубик» вбирает в себя огромное количество дидактических игр. Каждую игру можно разложить в нескольких игровых полях, тем самым предоставив ребёнку выбрать форму игры. Например, дидактическая игра «Продолжи узор» может быть предложена не только на простой бумаге (традиционная форма, но и представлена на магнитном поле, и в кармашках, и на фланелеграфе.
Таким образом, деятельность ребёнка не регламентирована жесткими рамками, он волен выбирать не только игру, но и её формат и место. А при НОД это условие выполняется в выборе ребенком формы и способов выполнения задания.
Работа с родителями.
При создании пособия «Кубик – Рубик» реализовывалась активная проектная деятельность, которая ставила родителей в ситуацию необходимости помощи детям. В рамках единого образовательного пространства, при взаимодействии всех участников образовательных отношений (педагогов, родителей и дошкольников) были поставлены цели и задачи проекта «Кубик – Рубик» и намечены пути их реализации.
Формы работы с родителями при осуществлении проектной работы «Кубик – Рубик» :
• Родительское собрание «О здоровье всерьёз», где обсуждался вопрос психологического (душевного) здоровья детей.
• Беседа «Мой ребёнок – дошколёнок», о значимости ведущей игровой деятельности в процессе познания детьми окружающего мира.
• Консультация «Роль дидактических игр в развитии детей».
• Совместная деятельность при создании дидактических игр и оформление пособия «Кубик – Рубик».
• Развлечение «Юный эрудит» с использованием «Кубика – Рубика».
Результатом проекта явилось обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышение компетенции родителей в вопросах развития и образования детей, охраны и укрепления их здоровья.
Достоинства пособия «Кубик – Рубик».
• Куб является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании пособием.
• Куб даёт педагогу возможность использовать в работе с детьми самые разные дидактические игры и задания практически по всем разделам образовательной программы, направленные на развитие умственных и творческих способностей воспитанников.
• Участвовать в игре (занятии) и выполнении заданий с использованием Куба может как один ребёнок, так и группа детей одновременно.
• Куб даёт возможность ребёнку выбрать (менять) своё положение во время игры (сидя или стоя, наиболее удобное место (с уединением или без).
• Помимо самого куба функциональной является и крутящаяся стойка, используемая педагогом как демонстрационный стол.
• Куб удобен в использовании (его можно переносить, переставлять, использовать как наглядный материал).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, содержание игрового пособия «Кубик – Рубик» обеспечивает развитие детей дошкольного возраста, их личности, мотивации и способностей в различных видах деятельности, охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей :
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Куб даёт возможность творческой реализации педагогов и детей, т. к. все представленные игры имеют различные вариации, а сам куб является не только игровым пособием, но и средством познания в непосредственной образовательной области.
Дидактические игры, вошедшие в набор «Кубика – Рубика».
«Что сначала, что потом»
Выявление логической последовательности:
• в сюжетных картинках,
• в процессах деятельности,
• в этапах развития живых существ,
• в создании предметов быта,
• в приготовлении пищи и др.
«Пищевые цепочки»
Прослеживание экологических связей:
• взаимодействия живых существ в природе,
• выявление зависимости субъектов экосистемы друг от друга.
«Времена года»
Подбор признаков, характерных для определенного времени года:
• природные явления,
• смена одежды и видов деятельности в жизни человека,
• изменения в жизни животного и растительного мира.
«Обобщающие слова»
Подбор предметов к определенному обобщающему слову: мебель, одежда, животные, люди, посуда и др., и объединение элементов в обобщающее понятие (анализ и синтез).
«Звуковой состав слова»
Обозначение звукового состава слова символами, обозначающими гласные и (мягкие и твёрдые) согласные звуки.
«Состав числа»
Определение двух меньших чисел, составляющих сумму конкретного числа в пределах от1 до10.
«Закончи цепочку»
Дополнение недостающих элементов.
«Продолжи ряд»
Выявление закономерности в расположении заданных элементов.
«Плоскостной театр»
Разыгрывание сюжета сказки на фланелеграфе предусматривает:
• Знание текста сказки,
• Умение распределять роли между собой,
• Подбор декораций и атрибутов к сказке.
«Построй по схеме»
Выполнение плоскостной постройки по заданной схеме на магнитной доске.
«Заплети косичку»
Обучению плетению косичек, завязыванию узлов разного вида.
«Собери бусы»
Умение нанизывать бусы разных размеров в произвольном или схематически заданном порядке.