Татьяна Банных
Игровое дидактическое многофункциональное пособие по развитию речи «Увлекательные лесные приключения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель данного пособия: Формирование речевой активности у детей с нарушением зрения дошкольного возраста посредством использования приемов игровых ситуаций, моделирования игрового пространства.
Задачи:
• формирование связной речи как средства и формы мыслительной деятельности: развитие навыков построения связного высказывания; формирование навыков последовательности, точного и четкого формулирования мысли в процессе подготовки связного высказывания;
Публикация «Игровое дидактическое многофункциональное пособие по развитию речи „Увлекательные лесные приключения“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Дикие животные. Игры, дидактические пособия
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» май 2020
• развитие лексического запаса и грамматического строя речи в процессе игровой деятельности, обогащение и активизация словарного запаса;
• развитие самостоятельности и инициативы воспитанников, познавательных интересов и способностей, интеллектуального развития на основе практических действий, развития творческого потенциала воспитанников в игровой деятельности;
• развитие мелкой моторики;
• развитие воображения и творческой активности;
• формирование первичных представлений об окружающей действительности: об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, части и целом, пространстве, причинах и следствиях и др.);
• развитие всех видов восприятия: зрительного, слухового, тактильно-двигательного.
Методическая ценность:
Многофункциональное пособие «Увлекательные лесные приключения», направленно на решение одновременно нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов, позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка и их психофизические потребности.
Вариации упражнений не имеют предела. Пособие постоянно может пополняться новыми элементами.
Область применения
Многофункциональное пособие можно использовать в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей (манипуляция различными предметами) и в индивидуальной коррекционной работе с ребёнком. Находит применение во всех образовательных областях.
Возраст детей: дидактическое пособие предназначено для детей дошкольного возраста.
Особенности наполнения многофункционального пособия для детей с нарушением зрения: все элементы выполнены согласно соразмерности демонстрационного материала по рекомендациям зрительных нагрузок Л. А. Григорян.
Новизна многофункционального пособия заключается в комплексном подходе к ведущей деятельности дошкольника, с введением созданных и усовершенствованных, адаптированных средств и методов по формированию речевой активности, а именно:
- предметные пространственные модели, с использованием современных фактурных материалов, которые более реалистично передают свойства окружающих объектов;
- образные модели с опорой на включение сохранных анализаторов.
Многофункциональное дидактическое пособие представляет собой набор фоновых подложек, фруктов, овощей, грибов, животных, насекомых, героев сказки «Три поросёнка» и их жилище, дерева с дополнительными сменными элементами согласно временам года, автомобилей, банок для зимних заготовок, изготовленных из фетра. Дополнением к набору представлены карточки с изображением объектов, действий, цифр, схем для вариации игр.
При использовании пособия, дети приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами, формой, текстурными материалами, сказочными персонажами, сезонными изменениями в природе, эмоциями, счетом.
Обыгрывание сюжетных ситуаций способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Рассматривание и составление сюжетных композиций развивает внимание ребенка, повышает интерес к сезонным изменениям, развивает логические мыслительные процессы. Составляя рассказ по составленной композиции ребенок погружается в созданную атмосферу, проявляет инициативу и творчески взаимодействует со специально предоставленным демонстрационно-игровым материалом.
Серия предлагаемых игр с использованием игрового дидактического многофункционального пособия по развитию речи
Целью предоставленных игр является формирование устной речи и навыков речевого общения со сверстниками на основе овладения литературным описательным языком.
Игра «Времена года»
Цель: Обучение составлению рассказов по одной или серии сюжетных композиций. Развитие и активизация словаря. Формирование знаний времен года, умений описывать характерные признаки каждого из времени года.
Ход игры: Ребенок раскладывает композицию из элементов по инструкции или по собственной задумке, как ему подсказывает логика. После этого ребенок составляет описательный последовательный рассказ.
Игра «Перевозим урожай»
Цель: Обучение составлению сюжетного рассказа по определенному действию. Закрепление навыков счета в пределах 10. Развитие и активизация словаря. Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.
Ход игры: Ребенок раскладывает композицию из элементов по инструкции или по собственной задумке. Находит пазовую парочку части автомобиля, согласно номеру машины загружает урожай в нужном количестве. После этого ребенок составляет описательный, последовательный рассказ. По желанию ребенок может развить сюжет и перевезти урожай в определенное сюжетное пространство, обыграв его представленными дополнительными элементами.
Игра «Лесное садоводство»
Цель: Формирование умений составлять рассказ с опорой на сюжет сказки «Три поросенка» или выложенную сюжетную композицию. Формирование навыков употребления в речи сложных форм предложений, развитие умений следить за сюжетом, не упуская важных деталей. Развитие причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей между событиями, происходящими в составленной композиции. Закрепление навыков счета в пределах 10.
Ход игры: Ребенок раскладывает композицию из элементов по инструкции или по собственной задумке, как ему подсказывает логика. После этого ребенок составляет описательный последовательный рассказ сюжетной композиции. Обыгрывание сюжета с добавлением дополнительных сказочных персонажей и объектов представленных в наборе.
Игра «Лесной урожай в банки закрывай»
Цель: Формирования навыков оречевления цвета, формы, величины. Развитие навыков сравнения количества, опознания зрительного образа цифры и соотнесение объектов по количеству. Закрепление навыков счета в пределах 10. Развитие мышления, устойчивого познавательного интереса через разнообразие математических игр. Развитие внимания.
Ход игры: Ребенок раскладывает овощи, фрукты, грибы по цвету – цвет объекта совпадает с цветом крышки.
Ребенок складывает в банку объекты согласно определенной цифре.
Обыгрывание сюжетной игры «Повар», «Магазин», «В лес за грибами» и т. д. с добавлением дополнительных сказочных персонажей и объектов представленных в наборе.
Игра «Запасливый Ёж»
Цель: Формирования навыков оречевления цвета, формы, величины. Развитие навыков сравнения количества, опознания зрительного образа цифры и соотнесение объектов по количеству. Закрепление навыков счета в пределах 10. Развитие мышления, устойчивого познавательного интереса через разнообразие математических игр. Развитие внимания, зрительного восприятия, активизация умения подбирать картинки по заданной лексической теме и делать обобщения.
Ход игры: Ребенок раскладывает овощи, фрукты, грибы по инструкции педагога или по собственному выбору.
Вариация игр: Что изменилось, «Четвертый лишний», «Малышок».
Обыгрывание сюжетной игры «В лесу» с добавлением дополнительных сказочных персонажей и объектов, представленных в наборе.
Игра «Божья коровка и её детки»
Цель: Отработка навыков сравнения величины. Обучение умению правильно употреблять предлоги, составлять с ними предложения.
Развивать мышление, речь, воображение, память, наблюдательность.
Ход игры: Детям младшего дошкольного возраста в игровой ситуации «На полянке» предлагается найти божью коровку нужной величины. При работе в парах: первому ребенку предлагается выкладывать божью коровку в созданном сюжетном пространстве, второму ребенку находить и оречевлять её месторасположение.
«Расскажи сказку»
Выбрав любую ситуативную композицию созданную из объектов игрового дидактического многофункционального пособия, детям предлагается рассказать сказку и расставить героев сказки на места. В связи с этим, у воспитанников развивается не только речь, но и мелкая моторика рук, воображение, память, мышление, пространственные представления, зрительное восприятие…
«Придумай свою сказку»
Воспитатель предлагает детям придумать свою сказку. Дети выбирают нужных им героев. Рассказывают сказку, используя любые объекты игрового дидактического многофункционального пособия, как фон для рассказывания.
Таким образом, использование игрового дидактического многофункционального пособия «Увлекательные лесные приключения»
является мощным средством развития связной речи детей, наблюдается:
• Расширение и активизация словарного запаса детей, а также развитие мелкой моторики рук;
• Количественный рост словаря, и качественное совершенствование;
• Дети проявляют интерес к пересказыванию новых сказок, желание сочинять свои интересные истории и рассказывать их сверстникам.