Анна Романенко
Игровая терапия в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая терапия в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
Игровая терапия- метод коррекции эмоциональных и поведенческих
нарушений у детей от 2 до 7 лет, в основу которого положен свойственный
ребенку способ взаимодействия с окружающим миром - игра.
Игротерапия может осуществляться как в индивидуальной, так и в групповой
форме. В игротерапии используются различные игры, упражнения и техники,
включая ролевые игры, рисование, пластилинотерапию, музыкотерапию,
игры на развитие внимания и концентрации, и другие виды творчества.
Публикация «Игровая терапия в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В
процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между
участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед
другими людьми, повышается самооценка.
При помощи рисования, ролевой игры, ребенок может выразить те страхи,
эмоциональные состояния и психологические травмы, о которых не может
рассказать. Педагог, используя игровые ситуации, определяет причину
проблемы и пути ее решения.
Игра выполняет следующие функции:
1. общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения,
воспитание нравственных и волевых качеств, способности к
сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.
2. познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает
через игры, познание социальных ролей.
3. развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие
детей.
4. развитие речи - в этом направлении большое влияние оказывают игры-
инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют
выразительность речи и соотнесение двигательных функций и
дыхания.
Игра закладывает основу дальнейшего развития дошкольника. Именно в
игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие
коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой
терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах,
страхах, тревожности, нарушениях общения. При помощи игротерапии,
можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать
ребенка, не учить его каким – то специальным поведенческим навыкам, а
дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что, когда внимание
ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных
задач можно добиться куда больших результатов, чем на занятиях. Потому
что игра-это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать детей к
игре не приходится, они делают это с удовольствием.
"Игра" и "терапия" - казалось бы, что связывает эти два слова? Игра - это:
развлечения, отдых; терапия - напротив, лечение, нагрузка. И все-таки они
объединены, объединены прочно многолетней практикой применения,
дающей во многих случаях очень хорошие результаты. По мнению
психологов, специально подобранные игры - наиболее эффективный, а порой
и единственный метод коррекционной работы с детьми раннего возраста.
Впервые игровую терапию начал применять
Игротерапия для детей имеет следующие преимущества:
помогает улучшить психологическое состояние, снижая уровень стресса и
тревожности;
способствует развитию креативности и фантазии, что может быть полезно
для решения проблем;
игротерапия как средство развития познавательных процессов и обучения
социальным навыкам;
игры могут стать эффективным инструментом при работе над личностными
проблемами (например, повышение самооценки).
Когда эффективна игротерапия?
Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие, как:
замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения
поведения, вредные привычки и др.
Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с
детьми, имеющими совершенно разные физические и психические
особенности. Единственные противопоказания к игротерапии —
неконтактная шизофрения и полный аутизм.
Требования при подборе игр для детей с ОВЗ
1 Соответствие игры возрасту ребенка или его актуальному уровню развития;
2 Учет структуры дефекта;
3 Подбор игрового материала с постепенным усложнением;
4 Связь содержания игры с системой знаний ребенка;
5 Соответствие коррекционной цели занятия;
6 Учет принципа смены видов деятельности;
7 Использование ярких, озвученных игрушек и пособий;
8 Соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям,
безопасность.
В коррекционно-развивающей деятельности используются 5 видов игр:
1. Игры на развитие слуховых ориентировочных реакций;
2. Игры на развитие понимания речи;
3. Сенсорные игры;
4. Игры на развитие моторики, действий с предметами, конструктивной
деятельности;
5. Игры с водой, песком;
6. Игры на развитие психических процессов (мышление, память,
внимание, восприятие).
Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как игра повышает
умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные
психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь,
навыки общения, эмоционально-волевая сфера.