Татьяна Николаевна Казаченко Еремина
Игровая технология в обучении детей плаванию в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Физические игровые упражнения и игры, освоение которых помогают детям освоить элементы плавания стилями : кроль на груди, кроль на спине.
Игровая методика обучения детей плаванию ориентирует на поддержание положительного эмоционального отношения детей к занятиям на всех этапах обучения, стремлению, чтобы и игры, игровые упражнения в воде доставляли им удовольствие и радость, побуждали детей к самостоятельности, стремлению научиться плавать.
Публикация «Игровая технология в обучении детей плаванию в детском саду» размещена в разделах
Детей учат осознавать ценность здорового образа жизни, бережно относиться к своему здоровью, знакомят с элементарными правилами безопасного поведения на воде.
Реализуемая методика обучения плаванию детей строится на принципе личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми. Педагогическую игровую технологию определяют как, совокупность приемов – область педагогического знания, отражающего характеристики глубинных процессов педагогической деятельности, особенности их взаимодействия, управление которыми обеспечивает необходимую эффективность учебно-воспитательного процесса, совокупность форм, методов, приемов и средств передачи социального опыта, совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определенных действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей.
В условиях реализации требований ФГОС наиболее актуальными становятся технологии, а именно, игровая, в работе с детьми.
Игра, наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Новый стандарт позволяет педагогам быть более гибкими в реализации программ дошкольного образования.
Ведущими видами детской деятельности станут : игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и другие.
Игра, как средство развития двигательной активности детей в контексте ФГОС ДОО.
Согласно ФГОС ДОО важной задачей является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Образовательная область – физическое развитие по ФГОС включает в себя: «Приобретение ребенком опыта в двигательной деятельности».
Средства решения задач:
- Научно-методическая литература.
- Изучение передового опыта.
- Диагностика детей.
- Игры, упражнения, задания по формированию развитию физических качеств, как координация и гибкость.
- Формирование у детей начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение детьми подвижными играми с правилами.
- Подгрупповые и индивидуальные занятия.
- Работа с родителями.
Условия для развития двигательной активности детей при обучении плаванию :
Для успешного решения этих задач подобрала и изучила методическую литературу по этой теме.
На основе данной литературы разработала:
• перспективный план по обучению и формированию двигательной активности в реализации программы дошкольного образования;
• систематизировала игры;
• дополнила предметно – развивающую среду нестандартным дидактическим материалом;
• оформила картотеку подвижных игр и заданий на воде.
Формирование у детей определенной системы знаний и умений по данной теме необходимо использование следующих принципов:
1. Принципы доступности и индивидуальности.
Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
2. Принципы последовательности и систематичности.
Важным фактором для развития двигательной активности на воде является последовательность и систематичность обучения детей. Наличие системы придает воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. На этапе раннего детства усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
3. Принцип связи с жизненным опытом.
От умелой реализации этого принципа зависит конкретный результат, успех и качество обучения ребенка. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр на воде является взаимосвязь обучения в дидактической игре с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т. д. Во время одевания и раздевания в раздевальных комнатах закрепляем умения застегивать и расстегивать пуговицы, пользоваться принадлежностями для душа, пользоваться моющими средствами, чтобы не попало мыло в глаза и т. д.
4. Принцип наглядности.
Учитывая психологию, возрастные особенности детей раннего возраста, наглядность играет большую роль в сочетании со словами. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и обозначающими их словами.
Правильно подобранные игры на воде и игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд.
Весь наглядный материал: круги, ласты, дощечки для плавания, дуги для плавания, лодка, находящиеся в помещении бассейна, имеют привлекательный внешний вид: яркие, красочные; плавающие игрушки, целесообразные для плавания приятная фактура, раскраска - все это доставляют детям радость движения в воде, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению опыта ознакомления с водой.
Правильно подобранные методы и приемы обучения, способствуют формированию адаптации к водному пространству у дошкольников.
Во время проведения занятий с детьми по обучению плаванию использую следующие методы.
Методика обучения плаванию базируется на общих педагогических требованиях
Словесные методы обучения детей плаванию включает в себя :
*объяснения, в форме образных выражений и сравнений, рассказ, беседы, команды, распоряжения и указания педагога.
Словесные обращения педагога к детям - объяснения при рассматривании стилей плавания, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого, что очень важно при выполнении заданий, поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ приемов действия и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает детей от зрительного восприятия, для детей старшего возраста словесные методы обучения также важны для понимания задачи выполнения.
Наглядно-действенный метод обучения :
*показ изучаемого движения в целостном виде, с разделением на части, анализ его с помощью наглядных пособий, жестов.
В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе, действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности: показываю предмет для плавания, даю возможность потрогать его, рассмотреть предметы для плавания, для удержания тела на воде, детям это дает уверенность при выполнении игр и игровых заданий.
4. Практические методы обучения детей на воде :
• Предусматривают многократное повторение движений, сначала по элементам, а затем полностью, обучение в облегченных и усложненных условиях, изучение движений в игровой и соревновательной деятельности, выполнение контрастных движений.
Чтобы знания и умения на воде были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент игрового задания или игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.
4. Игровой метод обучения детей на воде
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей дошкольного возраста. Комплекс игровых приемов, обеспечивающих обучение основным двигательным навыкам, предполагает целую систему игрового обучения маленьких детей.
К ним относятся подвижные игры и игровые задания, связанные с действием, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игровой. Я часто использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал, именно правильно научить плавательным действиям.
- различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации в воде;
- использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев;
- решение маленьких «проблем», возникающих на воде, сказочных героев.
Приемы «Надень шляпу», «Вырос грибок» направлены на обучение нырянию под различные предметы в воде. Приемы «Надуй шар», «Лопнул шар» направлены на обучение нырянию и погружению в воду. Дети усваивают, что невозможно нырять, если легкие заполнены воздухом, чтобы убедить их в этом, предлагается присесть в воду после глубокого вдоха («шар надут») и после энергичного выдоха («шар лопнул»).
Прием «Крокодил» используется для получения представлений о плавучести тел и действии силы выталкивания.
По методике Осокиной Т. И. ребенку предлагается лежать, опираясь на руки, вытянув ноги назад, я предлагаю детям другой вариант выполнения данного упражнения – ребенку предлагается вытянуть руки вперед, найти опору либо неподвижную - бортик бассейна, либо подвижную опору - «калабашку», либо дощечку. Во время выполнения данного упражнения добиваться правильного дыхания – чередования короткого вдоха и медленного выдоха, держать тело на поверхности воды «крокодилы лежат», далее «крокодилы плывут за добычей» продвигаться вперед плавно, работая руками, выполняя гребковые движения вперед, «калабашка» между ног, плыть равномерно и по прямой, выполняя дыхательные упражнения в воду.
Прием «Стрелочка» используется для того, чтобы научить ребенка лежать на глубине. Зацепившись руками за бортик, ребенок должен лечь в положении на грудь и в такой позе полежать, удерживая свое тело.
Прием «Носик и животик вверх» помогает научиться лежать на спине, не прижимая подбородок к груди
Прием «Привет» используется для обучения скольжению по воде, чтобы ребенок ощутил продвижение в воде, также я использую упражнения с буксировкой, ныряние в вертикально стоящие обручи, серия дуг на воде, ныряя в обруч, ребенок протягивает педагогу руку для рукопожатия («привет», тот в свою очередь придает телу ребенка ускорение, далее скольжение по воде выполняется самостоятельно до полной остановки.
Серия игровых приемов для обучения элементарным прыжкам ногами вниз
Прием «В колодец» - предполагает прыжки в обручи, лежащие на поверхности воды.
Прием «В глубокий колодец- из колодца» - предусматривает прыжок с погружением в воду и выныривание из обруча под водой
Прием «Оседлай коня» - используется для прыжков в воду на надувные круги.
Прием «Прыжок дельфина» - предназначен для обучения поверхностным прыжкам головой вперед
Прием «Моторная лодочка – предназначен для обучения детей анализировать и контролировать собственные плавательные движения, какая лодочка быстро поплывет и равномерно, у которой прямые весла (контролируем гребок прямой рукой и длину «шага, - шагаем, как папа, что нужно лодке, кроме весел – моторчик – (работаем носочками ног, еще и бензин – (набираем побольше воздуха). В дальнейшем, заметив ошибку, педагог возвращает детей к образу «лодочки», делает замечания кратко и лаконично – «весла сломались или «бензин» закончился, либо жесты понятны ребенку, их достаточно, чтобы ребенок скорректировал свои плавательные действия в правильном русле.
Дети, особенно в дошкольном возрасте быстро развиваются, и задача педагога заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития.
Система использования игровых приемов при обучении плаванию :
Целевое назначение игровых приемов : элементы игры во время отработки различных плавательных умений, навыков делают процесс увлекательным, лишают его однообразия и монотонности, психологически не оправданных в работе с дошкольниками, способствуют созданию внешней и внутренней мотивации. Игра выгодно отличается от других средств, применяемых при начальном обучении, тем, что одно движение, подчас представляющее трудность при освоении, легче дается в самых различных игровых ситуациях. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективизма, так как команду объединяет общая цель, общие переживания, эмоциональность, активность, потребность в общении. В процессе начального обучения плаванию делаю акцент на игры, предупреждающие появление нежелательных ощущений, чувства страха перед необычной средой.
При помощи игр на воде решаются самые различные задачи:
1. повторение и закрепление ранее полученных умений и навыков;
2. повышение эмоциональности на занятиях плаванием;
3. укрепление контактов в коллективе, воспитание товарищества, чувство «локтя»;
4. воспитание самостоятельности, инициативы, решительности;
5. комплексное совершенствование физических и морально - волевых качеств.
Любая игра должна быть интересна, эмоциональна и понятна каждому ребенку. Для поддержания устойчивого интереса к занятию по плаванию, улучшению эмоционального состояния детей проводятся сюжетно-игровые занятия. Благодаря таким занятиям, дети становятся более самостоятельными, у них развивается речь, мелкая моторика рук, познавательные процессы, формируются плавательные умения и навыки, а также они приобретают в воде двигательный опыт.
Примером могут служить сюжетно-игровые занятия :
- младший возраст: «Найди маму малышу», «Купание куклы Маши», «Веселые лягушата», «Собери жемчужины».
- старший возраст: «Солнышко и дождик», «Разноцветные корзинки», «Прогулка по озеру», «Собери жемчужины» и др.
Многие игры были придуманы во время наблюдения за купанием детей : «Рыбачок», «Удержись на плоту».
На занятиях по плаванию развиваются не только физические качества ребенка, но и умственные способности. Поэтому к занятиям подбираю игры с различными считалками, стихами, решаем задачи сенсорного воспитания и т. д. (уточнение формы, цвета, свойства предметов, ориентировка в пространстве). Например, «Собери по цвету», «Достань жемчужины», «Найди свой домик», «Сколько всего?» Большую роль в повышении интереса к выполнению двигательных заданий в воде играет художественное слово.
Образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес. Например, во время выполнения прыжков на 2-х ногах около бортика можно включить такое художественное слово: “Мой веселый звонкий мяч.
При погружении головы в воду: “Ныряют наши носики, как храбрые «матросики», «Водичка, водичка, умой мое личико».
На творческих занятиях по плаванию используется музыкальное сопровождение. Сначала дети становятся скованными, стеснительными, но при систематическом использовании музыки, их движения становятся раскрепощенными мягкими, плавными.
Примером могут служить игры: «Циркачи», «Мы веселые ребята», «Солнышко и дождик» и т. д.
В заключительной части занятия для того, чтобы дети отдохнули используется свободное плавание. Это время для поощрения детей к самостоятельному творчеству и попыткам выполнения новых движений и трюков с предметами и без предметов, а для педагога поиск новых игр и идей. Главное - завоевать доверие детей, установить с ними контакт, а это легко достигается лишь в том случае, если относится к игре серьёзно, с искренним интересом. С уважением и интересом необходимо относиться к находкам детей, специально создаются особое праздничное настроение и восхищение изобретательностью детей. Уделить особое внимание каждому проявлению творчества ребенка, ведь это для них очень важно. При подведении итогов игры при участии нескольких ребят необходимо говорить, кто лучше всех сделал упражнение, но при этом, не обидеть других детей, стараться похвалить каждого ребенка.
Главный компонент игровой технологии - непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Игровые занятия проходят очень живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, свободы, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям раскрепоститься, появляется уверенность в себе. Как показывает опыт, действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дети легче усваивают материал любой сложности.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей, она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения.
Оздоровление детей плаванием возможно лишь при тесном сотрудничестве педагогов детского сада и семей воспитанников, педагоги в ДОО строим работу по трехуровневой системе: инструктор по физкультуре - родители - дети, в которой все равноправные партнеры.
Необходимое условие успешного обучения плаванию детей – положительное отношение их родителей к занятиям в бассейне. Правильно организованная работа с взрослыми будет способствовать повышению их грамотности в области плавания. Только при тесной взаимосвязи педагогов детского сада и семей можно добиться позитивных результатов в оздоровлении детей. Для этого разработан цикл консультаций для родителей, а также используются различные формы работы с родителями: индивидуальное консультирование, дни открытых дверей. мастер-классы и т. д.
Самое главное, необходимо всегда быть готовыми к импровизации, к тому, что по ходу работы могут возникнуть какие-то неожиданные обстоятельства, и придется вносить изменения в ведении занятий.
Трудности в организации игр на воде, прежде всего, связаны с особенностью их проведения в необычной среде. Поэтому мне приходится тщательно продумать выбор игр и игровых моментов особенно на начальном периоде обучения, чтобы не было долгих простоев, а из-за них — переохлаждения и снижения внимания детей на занятиях. Основная задача, которая стоит передо мною - не только научить плавать, а сделать так, чтобы каждый ребенок воспринимал воду как еще одну жизненную среду, не боялся и любил ее, мог использовать водное пространство для эмоционального и физического развития, а также психологической разгрузки после занятия.
Положительные эмоции, интерес к занятиям, в которых присутствуют грамотно подобранные игры, помогут сориентировать ребенка и его родителей на регулярные занятия плаванием в дальнейшем, а это — путь к здоровью!
Октябрь
Игры и игровые упражнения : «Торпеды», «Ныряльщики», «Волейбол», игры соревновательного характера.
Ноябрь
Игры и игровые упражнения :
«Водолазы», «Крокодилы», «Море волнуется», «Невод с рыбками», игровые задания : «Бомбочка», «Поплавок», «Морская звезда», «Тяни-толкай»
Декабрь
Игры и игровые задания :
«Винт», «Поднырни» - освоение без опорного положения тела, «Водолазы»;
Подвижные игры: «Утки и охотник», эстафеты
Январь
Игры и игровые упражнения :
«Торпеды», «Винт», «Плывут лягушата», «Крокодилы на охоте»
Подвижная игры: «Море волнуется», «Волейбол», «Пиратский бой», эстафеты.
Февраль
Игры и игровые упражнения :
«Удержись», эстафеты, «Мостик», «Пятнашки», «Зеркало», «Надуваем и сдуваем пузыри», «Стрела»
Подвижные игры: «Щука», «Акула»
Март
Игры и игровые упражнения : эстафеты, игры соревновательного характера, подвижная игра на выбор детей.
Подвижные игры:
«Мяч на воде», «Утки - нырки». «Дельфины». «Лягушата», «Водолазы-искатели», «Поднырни», «Спасатели» - прикладное плавание при спасании товарища инструкция для детей по спасению утопающего и безопасность на воде.
Апрель:
Игры и игровые упражнения :
«Удержись», «Мостик», «Пятнашки», «Зеркало», «Надуваем и сдуваем пузыри», «Стрела»
Подвижная игра: «Щука», «Акула», «Водолазы".