Ботвина Татьяна Витальевна
Игровая среда современного детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Т. В. Ботвина
МБДОУ «Детский сад № 26 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
ИГРОВАЯ СРЕДА СОВРЕМЕННОГО ДЕТСТВА
Игровая среда ребенка в стремительно меняющемся мире становится все более значимым фактором интеллектуального, нравственного и духовного развития будущего поколения.
Игровая среда, как любая развивающая среда не может быть построена окончательно. Завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
Публикация «Игровая среда современного детского сада» размещена в разделах
На сегодняшний день наметился принцип выбора родителями игрушек - взрослые хотят получить в магазине развивающую игрушку для своего ребенка, чтобы она не только развивала мыслительные процессы, память, внимание и т. д., но и одновременно полностью заменяла сотоварища ребенку по играм. Производители игрушек успешно пользуются такими запросами общества, во всех инструкциях можно встретить перечисление развивающих свойств игрушки. Получается, что игрушки для игры переориентированы в игрушки для развития.
Происходит замена традиционных игрушек совершенно новыми, невиданными ранее – трансформеры, куклы LOL, Монстер Хай, Фёрби, и т. д. В большинстве случаев игрушки покупаются стихийно. Родители очень часто покупают игрушки детям, тем самым перенасыщают игровую среду ребенка, что ведет к небрежному обращению к игрушкам, неумению выстраивать игровые сюжеты, неумению ориентироваться среди многообразия предметного игрового мира.
Содержание и формы игрушки находятся в непосредственной связи с социальным строем общества, с уровнем его культуры. К сожалению, большинство современных игрушек, продаваемых в магазинах, представляют собой другую культуру, которая не характерна для русского менталитета. Игровая среда современных детей формируется зарубежными производителями
Часто игровая среда ребенка воплощает недоигранные в детстве фантазии самих родителей, пытается развивать, а иногда и подменять живое общение. Она переполнена игровыми предметами и не всегда оставляет место для самой игры.
У современных детей наблюдается рост числа игр, содержащих насилие. Происходит это из-за того, что игровая среда ребенка часто сама по себе бывает агрессивна. Агрессивные игрушки ориентируют на проявление гордыни, тщеславия, ложного героизма, поощряют страсть к наживе, культивируют обман, злобу.
Особый вид игрового материала составляют настольные игры: Лего, лото, Хали-Гали, Добль, Дженга и др. Случается, что родители приобретают настольные игры, не считаясь с тем, что обозначенный в инструкции возраст значительно выше возраста их ребенка. Родители, покупая игру «на вырост», не развивают, о наоборот, отбивают желание ребенка играть. В результате ребенок начинает относиться к играм как к чему-то трудному и неинтересному.
В магазинах можно часто встретить звучащие и музыкальные игрушки: погремушка, барабан, ксилофон, металлофон, свистульки, бубен и т. д. Их назначение – способствовать развитию музыкальных способностей: слуха, ритма. Очень важно, приобретая такую игрушку, проверить, как она звучит, так как часто на прилавках лежат фальшиво звучащие игрушки, которые принесут ребенку только вред.
Технический прогресс современности не обошел и область детства. Например, малыша вполне устраивает телефон, где он, набрав номер и нажав кнопку, слышит звонок. Желание услышать звонок стимулирует его действия, вызывает радость. Многие педагоги видят ценность игрушечного телефона в том, что он способствует развитию детской фантазии, речи. Бесспорно, игрушка имеет значение для развития речи и воображения детей. Но уже в возрасте 4-х лет ребенок испытывает недовольство от такого телефона. В его представлении телефон должен звонить после набора номера и кто-то обязательно должен взять трубку на том конце. Вероятно, игрушечный телефон для детей разного возраста не должен быть одинаковым. Игрушка должна непременно изменяться, усложняться, опережать опыт ребенка, ставить перед ним задачу.
В игре возникает необходимость в домиках и других сооружениях – больница, автомобиль или самолет. Большой популярностью сейчас пользуются готовые покупные домики и палатки. Поначалу дети с удовольствием сидят в таком домике, а потом зачастую из-за невозможности преобразовать его под конкретные нужды домик превращается в заброшенную ненужную мебель.
Играть для ребенка не значит развлекаться. Это важное средство познания, освоения окружающего мира и осознание, утверждение себя в мире. Игра - это та деятельность, которая ведет за собой все развитие ребенка. Главный признак игры – самостоятельный выбор и развитие сюжета, свободный переход от одного сюжета к другому. Направлять игру могут идеи из жизни, книг, видео и ненавязчивые подсказки взрослых.
Таким образом, можно отметить обстоятельства, которые отражают современную действительность. Огромное количество игрового материала на современном рынке, которое приводит к перенасыщению среды. Но в то же время может чувствоваться недостаток необходимых игровых средств. Кроме того, материалы и игрушки часто подбираются хаотично, без учета особенностей развития ребенка и его возраста, часто из личных предпочтений родителей, причем из «женских» предпочтений, так как в большинстве своем главным ухаживающим взрослым является в семье мать. Взгляды на современную игровую среду сегодня различны, по этому поводу можно долго дискуссировать, но самое главное, чтобы выбранная игрушка способствовала воспитанию в ребенке положительных качеств, развитию умственных, познавательных способностей, будила любознательность, интерес, бережное отношение к окружающему миру.
Библиографический список
1. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 2006. – № 6.
2. Микляева, Н. В. Игровая среда в домашних условиях / Е. А. Решетило, О. Г. Лопатина // Сфера. – 2012. – 128 с.
3. Осорина, М. В. Секретный мир детей в пространстве взрослых // Питер. – 2009. - 304 с.
4. Смирнова, Е. О. Современная детская субкультура // Консультативная психология и психотерапия. – 2015. - №4 (88). С. 25-35