Екатерина Николаева
Игровая интеллектуальная программа «Царство Снежной Королевы или в поисках ледяного сердца»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторский коллектив:
Николаева Е. А. Музыкальный руководитель
Буяк О. В. Зам. зав. по ВМР
Беденина Н. А. Воспитатель
Круглова А. А. Воспитатель
Никулина Т. А. Воспитатель
Федорец А. Ю. Воспитатель
Цель:
Реализация познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.
Оборудование: мульти-видео пректор, декорации, костюмы, схемы экспериментов, таблички с правилами, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности (8 прозрачных баночек с крупой, 3 пустых горшочка, свеча, спички, молоко, лист бумаги, пластмассовые палочки по количеству участников, «светлячки из бумаги», шерстяная ткань по кол-ву участников, 3-х литровая банка, кувшин с кипятком, лед, крышка для банки, бутафорское сердце, ледяные осколки.
Публикация «Игровая интеллектуальная программа „Царство Снежной Королевы или в поисках ледяного сердца“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2013
Участники: программа рассчитана на детей 5-8 лет.
Сценарий программы:
Дети входят через волшебные ворота в сказку «Снежная королева». В зале завывает вьюга (аудиозапись Labaz Новый Год). Осматриваются по сторонам. На лужайке сидит Герда и горько плачет. Кругом раздаются голоса (аудиозапись): «Где Кай? Что с ним случилось?»
Дети подходят к Герде:
-Что случилось? Почему ты плачешь?
Герда: - Снежная Королева заколдовала моего брата Кая: его сердце превратилось в лед и разбилось на маленькие осколки. Кай забыл про родной дом, про меня…Снежная Королева усадила его в свои сани и увезла в далекое Снежное царство (появляется на экране видео – фрагмент м/ф «Снежная Королева»…сани оставили ледяной след, но я так боюсь сбиться с пути…мне страшно одной отправляться в путь…бедный мой Кай …он так и останется в ледяном царстве.
Дети успокаивают Герду, гладят ее по голове и предлагают свою помощь.
Герда вытирает слезы, улыбается детям…они берутся за руки и отправляются в путь по ледяному следу, оставленному санями Снежной Королевы (дорожка из блестящих снежинок).
На пути они видят красивый цветочный сад, звучит красивая музыка
(Аудиозапись «Снежная королева – Розы, любовь и сказка»)
Навстречу детям выходит Цветочница
Цветочница:- Здравствуйте! Кто вы и как вы сюда попали? Ответы детей.
Цв. - есть у меня один осколок… я бы рада вам помочь, вот только мне сейчас некогда…к завтрашнему утру мне необходимо перебрать пол мешка крупы (Цветочница продолжает перебирать крупу)
Дети предлагают свою помощь.
Цв. - Давно мне хотелось иметь таких помощников как вы!
Педагог обращает внимание детей на стеклянные баночки, в которых крупа.
ВЦ. - Никак не могу вспомнить, как называется крупа в баночках? Ответы детей.
ВЦ. - Чем они похожи и чем отличаются? Ответы детей.
Делаем вывод: «Все эти крупы можно употреблять в пищу, отличаются формой, размером и цветом".
Цв. - Вижу вы очень умные и дружные ребята, но, к сожалению, у меня всего 8 баночек, а вас 16 человек. Не знаю, как же быть, может, вы мне подскажите? Ответы детей.
Цв. Предлагаю разбиться на пары, у каждой пары по одной баночке.
Педагог обращает внимание на стаканчики. Ребята, для чего нам нужны стаканчики? Ответы детей
Цв. - Может быть, кто-то знает, как быстрее перебрать крупу? Ответы детей.
Цв. - А теперь сделайте так: осторожно, но энергично, потряхивайте банку. Что вы видите? Ответы детей.
Делаем вывод: «Более крупные плоды фасоли оказываются сверху, греча и горох проваливаются вниз».
Цв. - Переложите фасоль в стакан. Что вы можете сказать о внешнем виде фасоли? Ответы детей.
Цв. - Продолжайте трясти банку. Что вы видите? Ответы детей.
Делаем вывод: «На поверхности оказался горох, потому что, он более крупный, а греча остается внизу».
Цв. - Переложите горох в стакан. Что вы можете сказать о внешнем виде гороха? Ответы детей
Цв. - Что осталось в баночках? Ответы детей.
Делаем вывод: «Более мелкие крупинки гречи проваливаются между более крупными плодами фасоли и гороха и плотно прилегают друг к другу. Фасоль и горох выталкиваются на поверхность.
Цв. - Как вы думаете, удобно так перебирать крупу? Ответы детей.
Делаем вывод: «Да, потому что крупные плоды выталкиваются на поверхность, откуда их легко можно достать.
Цв. - Спасибо, вы очень мне помогли. (Цветочница отдает детям ледяной осколок.) У вас очень доброе сердце. А теперь вам пора отправляться в путь, и спасти Кая.
Идите по ледяному следу, он приведет вас в замок снежной королевы.
(Аудиозапись «ЕЛКА 2011 – маленькая разбойница»)
Дети отправляются дальше по ледяному следу и подходят к дереву, под которым сидит маленькая разбойница.
Разбойница (обращаясь к Герде):
- Ишь, какая хорошенькая, какая славненькая! Будешь играть со мной и отдашь мне свои рукавички? Ты, верно, принцесса?
Герда рассказывает свою историю. Разбойница с жалостью смотрит на девочку.
- Я помогу вам, но за это ты отдашь мне свои красивые рукавички)
- У меня для вас есть подсказка – старый лист бумаги на котором был изображен кто-то очень мудрый, но вот кто -позабыла я! А изображение со временем исчезло…что делать?. как быть?. ума не приложу. Может быть, вы ребята знаете, как сделать так, чтобы рисунок появился снова на бумаге?
Ответы детей.
- У меня нет ни красок, ни карандашей…только огонь, вода и воздух! Как быть?
Может огонь нам поможет?
- Давайте попробуем подержать лист бумаги над огнем, вдруг что и получится!
Разбойница нагревает лист бумаги, на котором нанесено изображение молоком, над свечой. Дети видят, что от тепла на листе начинает появляется изображение. Разбойница:
- Ой, ребята, смотрите! Кто это?
Дети: - Это ворон!
- Да, вспомнила! Это-же мудрый ворон! Скорей берите ледяной осколок и отправляйтесь к нему в замок. Он вам точно поможет!.Но рукавички отдай. Идите-идите, пока я не передумала.
Разбойница отдает детям ледяной осколок.
(Аудиозапись «Неизвестен – Крик Ворона»)
Разбойница направляет детей к замку, в котором живет мудрый ворон.
Ворон : -Здравствуйте, друзья мои! Вы зачем ко мне пришли?
-Знаю, знаю! но пока ночь пришла, кругом темнота, то, что ищите -не найти мне в этот час. Подождите до утра, солнце встанет -светло станет.
Дети:- Нет, мы не можем ждать. Нужно торопиться-выручать Кая!
Ворон: -хорошо, но как-же быть? Что нам нужно сотворить?
-Что нам нужно, подскажите?и ответ скорей найдите!
Дети: -Свет, лампочка, электричество!
Ворон:- А вы знаете, что на протяжении многих веков люди не подозревали о существовании электричества. А молния воспринималась, как волшебство. Свободное электричество в природе встречается редко. Электрический ток, чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие частицы – электроны.
-Ну, что ж займемся волшебством! Осветим все вокруг!
Возьмите палочку и потрите ее шерстяным лоскутком. Прикоснитесь к светлячку и он полетит.
-Для того, чтоб осветить все вокруг -надо прикоснуться ладошками к замку. Потому что мы сами носим в себе электричество.
Ворон отдает детям ледяной осколок.
(Аудиозапись «Labaz – Новый Год»)
Дети подходят к жилищу Лапландки – иглу
Из иглу выходит Лапландка.
-Здравствуйте, детки? Куда путь держите? (Ответы детей.)
-Да! Да! Северный ветер донес до меня, что вы ходите по белу свету в поисках ледяных осколков. А вот осколок, который упал рядом с моим иглу. Это последний из осколков. Из них надо собрать ледяное сердце. (Дети складывают все ледяные осколки в одно место).
-Я сейчас буду колдовать. Но мне без вашей помощи не справиться. Запомните волшебные слова: «Снип-снап- снурэ-бурэ-базелюрэ». Запомнили? Скажите все дружно. А теперь приготовьтесь, закройте глаза и шепотом произнесите заклинание. (Дети хором произносят е слова, а Лапландка незаметно подменяет осколки на целое ледяное сердце).
-Открывайте глаза. Что это? (Ответы детей).
-Это сердце Кая. Какое оно? (Холодное, ледяное). А может быть у человека ледяное сердце? Если у человека ледяное сердце, то какой человек? (Ответы детей).
-Что нужно сделать, чтобы ледяное сердце превратилось в горячее? (Ответы детей. Детей нужно подвести к тому, что лед нужно растопить).
-А как это сделать? (Варианты детей)
-Нам снова придется прибегнуть к волшебству. Чтобы растопить сердце, нам понадобиться банка, железная крышка и горячая вода.
Дети рассаживаются полукругом. Лапландка демонстрирует опыт «Делаем облако» (проговаривает все действия).
-Наливаю горячую воду в банку. Ледяное сердце положу на железную крышку, а крышку на банку.
(Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно на высоту 2,5 см). На железную крышку положить кусочек льда и поставить на банку).
-Посмотрите, что происходит внутри банки. (Дети высказываются).
Лапландка подводит детей к сл. выводу:
- Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, охлаждается. А пар, который содержится в воздухе, образует облако. Так и в природе происходит: капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя. Посмотрите, как стекают капли по стенкам банки.
-А что происходит с сердцем? (оно начинает таять). Что мы видим? (Лед начал таять, и образуется вода).
-Почему сердце начинает таять? (Выводы детей). В тепле лед тает.
Чтобы сердце таяло быстрее, нам опять нужно произнести волшебные слова. Помните? Повторите. А теперь закройте глаза и шепотом произнесите заклинание еще раз. (Лапландка незаметно подменяет ледяное сердце на бутафорское мигающее.)
-Открывайте глаза. Вот оно: горячее сердце Кая. Возьмите его. Вы совершили чудо. Вы смогли растопить ледяное сердце. Нам помогли волшебные слова и наши знания о свойствах воды. Ведь лед - это что? (замершая вода).
-А теперь вам пора. Впереди замок Снежной Королевы. До свидания, детки.
Лапландка вручает детям оттаявшее сердце Кая (бутафорское мигающее сердечко).
Герда вместе с детьми подходят к замку Снежной Королевы. В руках она держит мигающее сердце.
Навстречу детям выходит недовольная Снежная королева, за руку она держит Кая.
Кай: - Герда, моя дорогая Герда! Как же я соскучился по тебе!
Снежная Королева (грозно и властно): - Как вам удалось расколдовать ледяное сердце, негодные дети? Как вы посмели выступить против моих чар? Кто вам помог? (Ответы детей)
Снежная Королева:- Что они смогли вам рассказать такого, что разрушило мои чары!
(Ответы детей)
Снежная Королева отпускает Кая, резко взмахивает плащом и исчезает в своем замке.
Герда обнимает Кая. Они дарят детям в знак благодарности шоколадные сердечки.
(Аудиозапись -Светлана Моргунова (муз. сказка"Снежная королева") – Колыбельная)
Дети прощаются с Гердой и Каем, выходят через волшебные ворота обратно в детский сад.
Список литературы и интернет-ресурсов
1. http://nsportal.ru Экспериментирование в ДОУ
2. http://dohcolonoc.ru «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»
3. http://www.maam.ru Исследовательско - игровой проект в ДОУ. Экспериментирование в неживой природе
4. Л. И. Одинцова Экспериментальная деятельность в ДОУ, 2012г.
5. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников, 2010 г.
6. Д. Овчинникова Занимательные эксперименты и опыты 2012 г.
Реквизит
Декорации: «Ворота в сказку» (на вход, «Домик Цветочницы» (украшенный цветами, макет дерева и макет костра (для Разбойницы, «Замок Ворона», «Иглу Лапландки», макет замка Снежной Королевы.
Костюмы Герды, Кая, Цветочницы, Разбойницы, Ворона, Лапландки, Снежной Королевы.
Костюмы: Снежная королева
Маленькая разбойница
Лапландка
Цветочница
Ворон