Анастасия Ткаченко
Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры в общеобразовательной школе
▼ Скачать + Заказать документы
«Физические упражнения и спорт не только укрепляют те или иные органы, но и содействуют умственному развитию человека…»
Н. А. Семашко
В наше время в обществе к физической культуре сложилось отношение как явлению далеко не первостепенной важности. В связи с этим, сфера двигательной памяти выступает особенно адекватной для осуществления исследования физической культуры учащихся общеобразовательной школы.
Публикация «Развитие двигательной памяти на уроках физкультуры в общеобразовательной школе» размещена в разделах
- Память. Развитие памяти у детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура, уроки по физической культуре
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Память является процессом запоминания, сохранения и воспроизведения человеком мыслей, образов, эмоций и движений. Иначе говоря, память - это индивидуальный опыт человека. Главной функцией памяти является накопление индивидуального опыта человека. Без памяти у человека исчезли бы без следа все ощущения и восприятия.
Во время проведения уроков по физкультуре наблюдаются все виды памяти. Так, зрительная память проявляется у детей при просмотре физических упражнений. А словесно-логическая и слуховая память наблюдаются при объяснении учителем тех или иных упражнений. При выполнении упражнений у детей проявляется двигательная, вестибулярная и тактильная память.
На уроках физкультуры к одним из главных видов памяти относятся : двигательная, тактильная и вестибулярная. Данные виды памяти связаны с воспроизведением, запоминанием, и сохранением сигналов, которые поступают в кору головного мозга с проприорецепторов и с рецепторов вестибулярного аппарата, а также кожи. Данные виды памяти человек использует при разучивании физических упражнений и при самостоятельном их выполнении. Всем известно, что различные физические движения запоминаются с различной степенью прочности. Труднее всего, детьми запоминаются ощущения, которые возникают в результате мышечной работы организма, необходимые для выполнения различных движений, пространственные параметры действий. Проще дети запоминают временные параметры движений. [1; С. 238].
Значение двигательной памяти заключается в том, чтобы запомнить, сохранить и воспроизвести различные движения или комплексы движений. Двигательная память служит для формирования практических и трудовых навыков (навыки ходьбы). Если бы человек не обладал данным видом памяти, то ему приходилось бы постоянно учиться ходить и выполнять все необходимые для этого движения.
В наше время развитию двигательной памяти уделяется намного меньше внимания, чем на другие виды памяти. Благодаря проведению нашего исследования доказано, что двигательная память в значительной мере определяет точность и согласованность совершаемых человеком движений, влияет на скорость овладения разнообразными практическими умениями и навыками, лежит в основе ловкости выполняемых движений. В период обучения в школе двигательную память явно можно пронаблюдать на уроках физкультуры [4].
В основе так называемой «моторной неловкости», характерной для значительного числа школьников, чаще всего лежит именно низкий уровень развития моторной памяти. Одну из главных ролей в развитии двигательной памяти играет семья. Дети усваивают все традиции своей семьи, образ жизни, вредные привычки и непосредственно отношение к своему здоровью и окружающих его людей. Далее все эти усвоенные правила, ребенок переносит во взрослую жизнь. Большое влияние оказывает двигательная активность детей (соблюдение режима дня, выполнение утренней гимнастики, своевременное правильное питание, отказ от вредных привычек, обращение за медицинской помощью, правильное лечение, положительное отношение к профилактическим мероприятиям и т. д.) [2; С. 287].
В нашем исследовании по изучению развития двигательной памяти в младшем школьном возрасте приняли участие ученики второго класса школы № 16 в селе Александровском, в возрасте от 8 до 9 лет, в количестве 20 человек.
В ходе исследования мы пользовались следующими методиками:
1 Оценка двигательной кратковременной памяти (И. А. Синица).
2. Оценка образной и вербально-логической кратковременной памяти Е. И. Рогова [3; С. 529].
3. Оценка, направленная на определение объема двигательной памяти ребенка.
На уроках по физкультуре главную роль играет двигательная память, поэтому исследования проводились в два этапа: в начале учебного года и в конце января. Показатели объема развития памяти у учащихся в начале эксперимента и в конце были занесены в таблицу № 1.
Таблица № 1- Результаты проведения данной методики направленной на определение объема двигательной памяти ребенка.
Анализируя показатели детей, полученные в результате проведения эксперимента, видим, что в начале эксперимента показатели были очень низкие. Сравнение после поведения педагогического эксперимента, проведения родительского собрания с родителями этого класса, проведения презентации на тему: «Двигательная память», проведения социологического исследования показало более высокую оценку показателей учащихся.
Для достижения поставленной задачи был проведен социологический опрос в начале нашего эксперимента (сентябрь 2015 года) и в конце эксперимента (январь 2016 года, в котором участвовали родители учащихся.
Опрос состоял из следующих вопросов: 1. Способствуете ли Вы формированию здорового образа жизни в Вашей семье, используя зрительную информацию, слуховую, наглядную, тактильную? 2. Как часто Вы ходите с детьми на прогулку, используя дополнительное изучение окружающего мира? 3. Способствуете ли Вы соблюдению с раннего детства режима дня ребенком? 4. Выполняет ли Ваш ребенок самостоятельно (без напоминания) утреннюю зарядку в правильном порядке? 5. Осуществляются ли Вашим ребенком самостоятельные выполнения правил гигиены? 6. Занимается ли Ваш ребенок спортом, с пониманием того, что это ему нужно?
Для наглядной демонстрации результатов опроса родителей, были построены диаграммы, отображающие отношение родителей до эксперимента (рис. 1) и после эксперимента (рис. 2) к развитию двигательной памяти детей в условиях домашнего воспитания.
На первой диаграмме показано, что большинство семей занимались развитием двигательной памяти своих детей в основном на среднем уровне. Преобладал низкий уровень, а вот высокий уровень развития двигательной памяти в домашних условиях очень низок.
По окончании нашего исследования родителям был дан тот же опрос. На диаграмме видно, что показатели сильно изменились. На первом месте высокий уровень развития памяти у детей в условиях домашнего воспитания. Низкий уровень практически удалось устранить в столь короткий временной период.
По итогам проведенного исследования можно сделать вывод об положительном влиянии двигательной памяти ребенка на уроках физической культуры и активном участии родителей в данном процессе.
Наша работа отражает отдельные фундаментальные аспекты отношения семьи, а также детей к двигательной памяти. Важнейшим из них является убеждение в том, что в здоровых семьях вырастают здоровые дети. При этом семья для ребенка должна являться примером хорошего физического и нравственного воспитания. Физически здоровый и счастливый ребенок должен представлять собой главную элементарную составляющую умной, здравомыслящей, благополучной, процветающей, крепкой семьи.
Список литературы:
1. Гогунов Е. Н., Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
2. Ильин Е. П. Психология физического воспитания: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Физ. воспитание». – М. : Просвещение, 1987. – 287 с.
3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. – М. : Владос, 1995 г. – 529 с.
4. Родионов А. В., Родионов В. А. Физическое развитие и психическое здоровье детей 1- 4 классов. // Спорт в школе. – 1999. - №35-36.