Анна Крюкова
Игровая деятельность как средство сенсорного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность как средство сенсорного воспитания
Дошкольный возраст – это важный этап в жизни каждого ребенка, потому что в этом возрасте закладывается основы всех психических свойств и качеств личности детей. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. В это время ребенок включается в разные виды деятельности. Но игровая деятельность – это особый вид деятельности т. к. она открывает для дошкольников много нового и интересного.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Игра является возможностью развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, она реализует содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие» [5]. Так как игровая деятельность является ведущей, так же она является формой организации детской деятельности. Содержание игровой деятельности зависит от нескольких факторов: возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями.
Особенности развития игровой деятельности ребенка отражено в ФГОС ДО в пункте 2.7. :
- в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) непосредственное эмоциональное общение со взрослым, манипулирование с предметами…;
- в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками… общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого…;
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально - нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 на ФГОС ДО) [5]. Для того, чтобы понять, что такое игра, нужно углубиться в научное определение. Игра – вид не продуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе [4].
Игра – это деятельность, которая одновременно протекает в двух планах. С одной стороны, игра подразумевает условность ситуации и содержит ряд условных элементов. С другой стороны, в игре имеется план реальных действий и отношений, так как детям нужно договариваться о том, что происходит в игре [1].
Исследования отечественных и зарубежных ученых – философов, социологов, историков культуры таких как, Гайнц Либшер, Георг Клаус, К. Г. Юсупов, В. И. Истомин, В. И. Устименко, рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.
Игра – самовыражение человека, способ его совершенствования [4].
По мнению педагогов и психологов одним из известных способов самовыражения ребенка и проявления его самостоятельности является игра. Она раскрывает все стороны развития ребенка в том случае, если выступает как вид самостоятельной детской деятельности. Ребенок играя, делает первые успехи в творческой деятельности, ведь именно в этот период активно начинает проявляться воображение. Для развития этой грани творчества, а именно воображения, можно использовать различные виды игр, игровые тренинги, но наибольшую значимость отводят сюжетно-ролевым играм и режиссерским играм. Одним из «плюсов» игровой деятельности является то, что ребенок примеряет на себя роль «взрослого», опираясь на уже имеющиеся у него знания о социальных отношениях между взрослыми своего окружения. Так же в игровой деятельности созданы все комфортные условия для самоутвержения и самооценки ребенка. Именно в игре ребенок может получить поддержку сверстников и пережить «ситуацию успеха».
Исходя из всего сказанного, можно сделать вывод, что и на обогащение сенсорного опыта большое влияние оказывают игры, в ходе которых педагогически-образовательное значение выступает не открыто, а реализуется через игровую задачу [2].
Наиболее важный вклад в развитие исследований в этом направлении внесли такие отечественные авторы как А. П. Усова, А. В. Запорожец, А. Г. Рузская, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер, В. П. Зинченко и многие другие.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование у ребенка представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира [3,6].
В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов – вначале как предметных (появляющихся уже к концу младенчества, которые затем, постепенно обобщаясь, переходят на уровень сенсорных.
В каждом возрасте стоят свои задачи сенсорного развития, и решение их лежит в разработке и использовании наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания с учетом последовательности формирования функции восприятия в онтогенезе.
Игра является важнейшим средством развития личности и психических процессов ребенка раннего возраста, а также условием эффективного сенсорного развития – что является использованием разнообразных и многочисленных дидактических игр, направленных на развитие.
Условием эффективного сенсорного развития является использование разнообразных и многочисленных игр, направленных на развитие сенсорного воспитания.
Таким образом, игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Список используемой литературы:
1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. — СПб. : Питер, 2013. — 464 с. : ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
2. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2012. – №5. – С. 39–44.
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1 – 3 года: [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е. А. Янушко. – М. :Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2017. – 351 с. : ил.
4. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста / Н. В. Краснощекова. – Изд. 9-е. – Ростов н/ Д: Феникс, 2016. – 251 с. – (Школа развития).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М. : Центр педагогического образования, 2014. – 32с. 17.
6. https://festival.1september.ru/articles/603769/