Олеся Болгова
Игровая деятельность как метод воспитания и обучения младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Кныр И. Г., Болгова О. С.
(воспитатели, МБОУ «СОШ№17»,г. Бийск)
Игровая деятельность, как метод воспитания и обучения младших дошкольников.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Сухомлинский В. А.
Публикация «Игровая деятельность как метод воспитания и обучения младших дошкольников» размещена в разделах
Дошкольный возраст-это уникальный период, который обладает своеобразной логикой и спецификой, наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. В этот период закладывается фундамент всей жизни человека.
Дошкольный возраст - уникальный период, обладающий своеобразной логикой и спецификой, наиболее интенсивным формированием мотивационной сферы. В этот период закладывается фундамент всей жизни человека.
Период, который в обществе называют дошкольное детство, начинается примерно в два-три года. Продолжается этот период до шести-семи лет – возраст, когда можно начинать систематическое обучение.
Содержание обучения детей в детском саду основывается на Программе воспитания и обучения в детском саду. В нем указаны требования к планированию и методам работы с детьми.
Социальная ситуация развития в младшем дошкольном возрасте характеризуется развитием игровой деятельности. Это типично для дошкольников-играть. С помощью игр дети узнают о реальном мире. Учебные программы включают в себя множество игровых элементов. Воспитание детей, включающее элементы игры, является наиболее эффективным. Дошкольное образование, чаще всего, использует развивающие игры, которые очень важны во всем учебном процессе. Часто занятия проводятся в форме игр дидактического типа. Особенностью таких тренингов являются различные варианты, предлагаемые для принятия решений. Наличие нескольких вариантов позволяет детям развивать логику, просчитывать последствия того или иного выбора. Обучающие дидактические игры они занимают важное место в жизни ребенка, закрепляя навыки, необходимые в повседневной жизни.
Воспитатель может направить их с помощью вопросов: «Во что будете играть? Что вы построите? Куда поедете на поезде? Ты кем будешь? Какие игрушки нужны вам?». Эти вопросы заставляют детей задуматься и наметить основной сюжет, который в дальнейшем может измениться.
Если Воспитатель понимает намерения детей, их переживания, то для того, чтобы предложить новый интересный эпизод, придать игре новое направление, он должен войти в игру в какой-то роли и обратиться к детям как к актерам.
Игровая форма обучения наиболее соответствует возрастным особенностям ребенка, но уже в этом возрасте она не единственная. Для того чтобы удовлетворить пробуждающийся интерес детей к окружающей среде, дать необходимую информацию, пояснения, воспитателю необходимо организованно показывать детям, рассказывать и разговаривать с ними. Такие занятия не вписываются в концепцию дидактической игры, хотя для них могут быть использованы индивидуальные игровые приемы.
Современная педагогика не отождествляет и не противопоставляет дидактическую игру и занятие, но широко использует их взаимосвязь в воспитательном и обучающем воздействии на детей.
При всей оригинальности различных типов игр, у них много общего. Они отражают окружающую действительность и основаны на самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и дарят детям радость, чувство удовольствия. Эти чувства, испытываемые ребенком в игре, вызваны процессом активного творчества, привлекательностью игровых действий.
Все детские игры разрабатываются под руководством взрослых, педагога. Воспитатели и родители знакомят детей с окружающей жизнью, обогащают их впечатлениями, помогают в организации и проведении игр.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) об игровой деятельности. Игра-одно из ведущих занятий ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, чего он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества. Игра является сквозным механизмом развития ребенка (п. 2.7. Федерального государственного образовательного стандарта ДО, с помощью которого реализуется содержание пяти образовательных направлений: «Социально-коммуникативное развитие»; «Когнитивное развитие».; «Развитие речи»; «Художественно-эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а также формой организации детского деятельность. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Пункт 2.7. Федерального государственного образовательного стандарта определяет особенности развития игровой деятельности ребенка : - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включающая сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игр, коммуникативные (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками). Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, так как это позволит сформировать социально-нормативные возрастные характеристики (п. 4.6 Федерального государственного образовательного стандарта ДО) : ребенок осваивает основные культурные способы деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности - игре, общении, познавательных исследованиях, строительстве и т. д. ; способен выбирать род занятий, участников совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Он умеет договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство уверенности в себе, старается разрешать конфликты; у ребенка развито воображение, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игр, различает условные и реальные ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок довольно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, выстраивать речевое высказывание в ситуации общения. Существует несколько классификаций игр Игры, которые возникают по инициативе ребенка (детей) Игры, которые возникают по инициативе взрослого Игры, которые исходят из исторически сложившихся традиций.
Д. Б. Эльконин назвал сюжетно-ролевую игру деятельностью творческого характера, в которой дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых в обобщенной форме, используя замещающие предметы. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заменителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить внутренне. Сюжетно-ролевые игры делятся на • * игры на бытовую тематику: в «дом», «семья», «праздник», «дни рождения» (большое место отводится кукле). * игры на производственные и социальные темы, отражающие работу людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). • игры на героическую и патриотическую тематику, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). • игры на темы литературных произведений, кинофильмов, теле-и радиопрограмм: в «моряках» и «летчиках», по содержанию мультфильмов, фильмов и т. д. Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры-ролевыми высказываниями (область «Развитие речи», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 Федерального государственного образовательного стандарта ДО). Таким образом, при формировании ролевых действий обращается внимание как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.
Одним из основных принципов дошкольного образования (п. 1.4 Федерального государственного образовательного стандарта ДО) является усиление (обогащение) условий для развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта – «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования», среди условий, необходимых для создания социальной ситуации для развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5, подчеркивается: • создание условий для свободного выбора детьми видов деятельности, участников совместной деятельности; • поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.); • поддержка детской спонтанной игры, ее обогащение, предоставление игрового времени и пространства.
Особое значение имеет совместная сюжетно-ролевая игра. В моей группе дети любят играть в кафе «Вкуснятина», сюжет построен следующим образом: одни дети играют роль сотрудников кафе-повара и официанта, другие-посетителей. Приготовив различные блюда, дети приглашают посетителей в кафе-они открывают его, посетители выбирают «вкусные вещи», «едят», расплачиваются воображаемыми деньгами, благодарят их перед уходом. Игра "В больницу" для них увлекательна, и действие игры начинает развиваться не только в кабинете врача, но и на «улице» (скорая помощь, и «дома».
Большое значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, развиваются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Я стараюсь поддерживать баланс между различными типами игр, мобильными и спокойными, дидактическими и сюжетно-ролевыми.
В группе я создаю условия для реализации творческого потенциала детей в игре: поощряю самостоятельное придумывание сюжета, импровизацию, свободный выбор ролей и их обмен, использование атрибутов.
А также-я способствую развертыванию детьми сложных и длительных игровых сюжетов. Например, если дети выражают желание продолжить игру, которую они начали на следующий день или после сна, то я помогаю сохранить и развить ситуацию, при необходимости предлагаю новые повороты в сюжете.
Воспитатель поощряет детей придумывать новые, более сложные и продолжительные игровые сюжеты по сравнению с младшими возрастами : коллективно планировать и координировать последовательность игровых событий, распределение и реализацию ролей.
На мой взгляд, очень важно, чтобы дети не только изобретали, но и следовали правилам игры. Важно поощрять детей изменять свое игровое поведение во время реализации сюжета в соответствии с различными ролями партнеров: изменять игровую роль и назначать ее партнерам без жесткой зависимости от ролевых атрибутов; стимулировать развертывание ролевых диалогов.
Взрослые уважают право ребенка выбирать любую (индивидуальную или коллективную, дидактическую или по своему собственному сюжету) игру, применять методы обучения в косвенной форме, не разрушая текущую игру.
Они создают атмосферу жизнерадостности и увлеченности игрой : не регулируют ее, избегают воспроизведения трафаретных и однообразных сюжетов и действий; внимательно и тактично наблюдают за свободной игрой детей, включаясь в нее, по мере необходимости, как равноправный партнер; играя с детьми, взрослые творчески включаются в игру, заражая детей своим интересом, яркими эмоциями, используя выразительные движения, мимику, интонационную речь.
Таким образом, детские игры являются особым видом деятельности ребенка, воплощающим его отношение к окружающей, прежде всего социальной реальности и имеющим свое специфическое содержание и структуру - особый объект и мотивы деятельности и особую систему действий.