Юлианна Сытникова
Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлена теория о влиянии игровой деятельности на ход формирования самостоятельности. Представлены различные педагогические взгляды известных ученых на игровую деятельность, как средство развития самостоятельности.
Ключевые слова: игра, самостоятельность, индивид.
Нет никаких сомнений в том, что проблематика формирования самостоятельности, как одно из ведущих качеств личности, является актуальной в настоящее время. Большинство ученых, изучающих проблему самостоятельности личности, использовали различные методов и средства для ее развития у детей дошкольного возраста. Одним из таких методов, является игровая деятельность. В результате многих научных исследований, то был получен вывод о том, что у испытуемых, в процессе игровой деятельности, формируется активное развитие важных личностных качеств. Н. К. Крупская, А. П. Усова, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, Б. Г. Ананьев, Л. Ф. Островская и др., изучали проблему формирования самостоятельности в процессе игровой деятельности.
Публикация «Игровая деятельность как метод формирования самостоятельности у дошкольников» размещена в разделах
Д. Б. Эльконин, выделял близость игры с искусством, дал следующее определение: «Игрой у человека является такое воссоздание человеческой деятельности, при которой из нее выделяется социальная, собственно человеческая суть – ее задачи и нормы отношений между людьми» [1, С. 301].
Игровая деятельность, по структуре, характерна прежде всего детям и играет ведущую роль в процессе их развития. С помощью игры, реализуется модель отношений детей к окружающему их миру, отражаются их индивидуальные интересы, предпочтения, проходит формирование мышления и воображения. В процессе игры дети отражают свое отношение к окружающей их действительности по средствам воспроизведения фрагментов, произошедших с ними ранее событий, проявлением личностных качеств, заложенных в детей взрослыми, а также черт характера. Н. К. Крупская подчеркивала, что в ходе игры, дети склоны имитировать поведение взрослых, воспроизводят всевозможные жизненные ситуации, копируя образ взрослых людей и совершаемые ими действия. Автор отмечала значимую роль игры в ходе формирования самостоятельности, умственных и творческих способностей детей. Н. К. Крупская считает что, детская игра, особенно в игрушки выполненные руками самих детей, способствуют их гармоничному развитию и познанию ими окружающего мира [2, С. 258].
По мнению А. П. Пинкевича, детская игра в ходе которой, ее участники стараются подражать взрослым, способствует развитию их самостоятельности, творчеству и индивидуальности [3, С. 50].
В момент игровой деятельности, у ребенка, формируются коммуникативные способности, развиваются социально значимые качества. Способность ребенка придумывать и играть в разнообразные по содержанию игры, привлекают к нему других детей, в результате чего, происходит развитие коммуникабельности и личностных качеств лидера. В процессе игровой деятельности происходит развитие самостоятельности, саморегуляции, целенаправленности, памяти, способности следовать правилам игры, тем самым, дисциплинируя ребенка.
Анализируя выводы различных ученых по данной проблеме можно сделать вывод о том, что игровая деятельность, вносит существенный вклад в процесс развития не только детей, результат ее педагогического потенциала актуален для людей всех возрастов. Различные сюжетно-ролевые игры влияют на формировании знаний, умений и навыков у студентов и курсантов. Игровая деятельность является, своего рода апробацией знаний, умений и навыков учащихся, перед предстоящей самостоятельной профессиональной деятельностью, после завершения обучения в вузе.
В ходе игровой деятельности, у детей, которым не свойственна инициативность, происходит пробуждение таких качеств личности, как самостоятельность, инициативность, решительность, появляется желание применить собственные знания, умения и навыки в практической деятельности, развивается стремление к самореализации и пропадает при этом чувство страха совершить ошибку или неправильно принять решение. Игровая деятельность способствует активизации познавательных процессов учащихся, таких как: внимание, мышление, воображение, восприятие и т. д.
А. П. Усова отмечает, что игровая деятельность способствует формированию самостоятельности, мышления, воображения, творческих навыков и социального опыта, писала и считает, что игрой детей нужно сознательно управлять, принимая во внимание специфику каждого ребенка, необходимо понимать задачу и цель, которая стоит перед педагогом. По мнению автора, манипуляция игровой деятельностью, не должно быть навязчивой или пассивной, она призвана помогать в развитии самостоятельности детей, их интересов и фантазии [5, С. 5]. Автор также отмечает, что при воспроизведении определенной роли, ребенок демонстрирует самостоятельность, учится принимать решения, творчески мыслит, анализирует и развивает дальнейшие события по собственному замыслу [5, С. 69].
Процесс развития самостоятельности детей, по мнению советского психолога Б. Г. Ананьева, берет свое начало из детских игр, средства и мотивы для которых, ребенок получает в процессе общения с взрослыми людьми. Он писал, что: «…в процессе развития игры перестают быть полностью подражательными и все более становятся самостоятельными и творческими» [6, С. 89].
Важное место в процессе развития самостоятельности и умственного развития детей, по мнению Л. Ф. Островской, занимают организованные взрослыми коллективные игры, способствующие проявлению высокой самостоятельности детей, их инициативы, выдумки и фантазии. Предпосылками для возникновения детских игр Л. Ф. Островская, считала наблюдения за окружающей реальностью, детские теле- и радиопередачи, чтение детских художественных книг, а также рассказы взрослых, способствующие осмыслению того, что видит и чувствует ребенок [7, С. 85-93].
Таким образом, можно сделать вывод, что игровая деятельность активизирует развитие самостоятельности, умственных и творческих способностей людей. Учеными, справедливо отмечен факт того, что для правильного формирования важных личностных качеств, необходимо не навязчивое, а деликатное руководство игровой деятельностью со стороны педагога. Посредством проведенного анализа, становится очевидно, что основой всех детских игр, является подражание детей взрослым людям, воспроизведение ими реальных жизненных событий в процессе игровой деятельности. А также, постепенный переход подражательных действий в самостоятельный и творческий процесс. Игровая деятельность, организованная в рамках процесса обучения для студентов и курсантов, носит обязательный характер, так как утверждена учебным планом, ее главной целью является осуществление контроля наличия приобретенных в процессе обучения в вузе знаний, умений и навыков обучающихся, а также обладание ими способности, применять эти качества в процессе инсценированной профессиональной деятельности.
Жизнь в современном обществе демонстрирует нам, что развитие самостоятельности и творческого мышления в процессе игровой деятельности актуально не только для детей, но и для взрослых людей. Существует большое количество различных игр развивающего и развлекательного характера для всех возрастов, к одним из которых, можно отнести квесты, в различных формах их проведения (головоломка, поиск, приключение и т. д., содержательная составляющая которых, способствует активному развитию таких личностных качеств, как самостоятельность, инициатива, нетривиальное мышление, творческие способности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М. : Педагогика, 1978. – 301 с.
2. Давыдов, В. В. Педагогические взгляды и деятельность Н. К. Крупской / В. В. Давыдов. – М. : Просвещение, 2008. – 306 с.
3. Пинкевич, А. П. Педагогика. Опыт марксистской педагогики. Т. 1. Общая часть. Дошкольный возраст / А. П. Пинкевич. – Изд. 6-е. – М. : Работник просвещения, 1930. – 256 с.
4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения. В 8 т. Т. 1 / А. С. Макаренко ; сост. Л. Ю. Гордин, А. А. Фролов. – М. : Педагогика. 1983. – 368 с., ил.
5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей : сб. ст. / А. П. Усова ; под ред. А. В. Запорожца ; сост. Н. Я. Михайленко. – М. : Просвещение, 1976. – 96 с.
6. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды. В 2 т. Т. II / Б. Г. Ананьев ; под ред. А. А. Бодалева [и др. ]. – М. : Педагогика, 1980. – 288 с., ил.
7. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : кн. для воспитателя дет. сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
© Ю. Б. Сытникова, О. А. Пигарева. 2021г.