Наталия Ивановна Закатнова
Игровая деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Понятие игры. Источники детской игры.
В теоретических аспектах игра изучается с разных позиций. С позиции философского подхода игра является базовой формой развития человеческой культуры, играя, ребенок осознает степень вовлеченности в окружающий мир. Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит, человек творящий.
Игра — как вид детской деятельности, учит их общаться, приобретать первые навыки поведения в коллективе, познавать разнообразные явления окружающей действительности.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников» размещена в разделах
С точки зрения психологии отмечается воздействие игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование его восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. В социальном аспекте игра проявляется, как форма усвоения общественного опыта, ее развитие происходит под влиянием окружающих детей взрослых. К. Д. Ушинский считал важнейшей особенностью игры, что в ней формируется, не отдельные стороны человеческой души, а весь человек- его ум, воля, сердце.
Игра это важнейшая и чрезвычайно эффективная в дошкольном возрасте форма социализации ребенка, обеспечивающая освоение мира человеческих отношений. Игра в педагогике – один из главных компонентов в процессе обучения и досуга разновозрастной группы людей, мотив которого находиться не в результате, а в самом процессе деятельности.
Педагогический аспект игры связан с пониманием ее как формы организации жизни и деятельности детей. В основе игровой деятельности входят :
– игра должна решать общевоспитательные задачи, главной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств;
– игра призвана носить развивающий характер и проходить под пристальным вниманием педагога;
– отличительная особенность игры как формы жизни детей состоит в ее проникновении в различные виды деятельности (труд, учеба, быт)
Условно игры принято делить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) игры и игры с правилами.
В процессе игры у ребенка формируются следующие качества:
– Произвольное поведение
– Развивается воображение, образное мышление
– Приобретается опыт взаимодействия со сверстниками.
– Развивается воля ребенка.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Произвольность поведения проявляется первоначально в подчинении игровым правилам, а затем и в других видах деятельности.
Смысл игры у дошкольников 6-7 лет заключается в разделении ролей, возможности прожить те моменты, которые не может проиграть в реальной жизни. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.
В игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры.
Обязательным условием игровой деятельности детей дошкольного возраста является мнимость ситуации. В зависимости от того, насколько широк кругозор ребенка, он в состоянии имитировать различные сферы деятельности взрослых : семейный быт, полеты в космос, строительство и прочие. Чем больше сюжетов в состоянии предложить для игры дошкольник, тем продолжительнее становится игра. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти.
Педагоги и психологи показали, что игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами заместителями, как опорой для мышления, ребенок начинает оперировать в мыслимом пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Они утверждают, что игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Праздники и развлечения являются источником, питающим самостоятельную деятельность ребенка. В детском саду во всех возрастных группах на праздниках проводятся музыкально –дидактические игры, как знакомые детям, но требующие новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления, так и новые. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или в грамзаписи, повторяют знакомые песни, пляски.
Окружающая ребенка действительность является источником, питающим дидактическую игру. Исходя из программных требований в данной возрастной группе можно наметить круг явлений, предназначенных для ознакомления с окружающим миром. Если полученные представления затронут мысли и чувства детей, они могут найти отражение в играх.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность. Содержание которой исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению и определяется движениями, которые входят в её состав - бег, прыжки и т. д. и включает сюжет (тема, идея, правила и двигательные действия.