Упорова Ирина Валерьевна
Игровая деятельность дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В образовательном процессе ДОО вопросы воспитания, развития, обучения решаются
в комплексе созданных педагогических условий. Одним из них является организация
игровой деятельности, широкое использование е психолого-педагогических
возможностей. В Концепции дошкольного воспитания (1989) игра названа «академией
детской жизни». Привлекательность игры, как свободной, творческой деятельности,
возникающей по инициативе детей, обуславливается е потенциальными возможностями,
местом и ролью как основой, ведущей деятельности. В работах психологов Л. С.
Публикация «Игровая деятельность дошкольников» размещена в разделах
Выготского, А. Н. Леонтьева даны содержательные характеристики игры, показано е
влияние на главнейшие изменения в психике ребенка, создание «зоны ближайшего
развития».
Отечественные психологи (Л. А. Венгер., А. В. Запорожец, Г. Г. Кравцов, А. Н. Леонтьев)
относят игру к интрогенному поведению, обусловленному внутренними причинами:
потребностями, интересами, мотивами, склонностями, запросами. Вместе с тем,
потребности в игре зависят от творческих возможностей личности, а творчество связано с
уровнем мышления, памяти, речи, воображения.
Методологические основы игры раскрыты в работах Г. В. Плеханова, К. Д. Ушинского,
подчеркивающих исторический, общественный характер игры, ее связь с трудом,
искусством. Современная философия называет в числе ключевых ценностей человека
радости бытия. Игра направлена на получение удовольствия, радости, жизнедеятельности,
утверждение себя как полноценной личности.
Своеобразие игры заключается в том, что она является генеральной формой
поведения, внутри игровой деятельности зарождаются другие виды деятельности.
Психологические основы игры даны в работах Л. С. Выготского, Л. А. Венгера,
А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н. Н. Поддьякова и других. Основные положения их
определяют игру как личностное понятие, а не возрастное. Взрослый в игре «пробует»,
переживает уже не использованные возможности жизни, а ребенок «примеривает» еще не
использованные, не реализованные возможности. Именно это и делает игру средством
социализации, приобщения ребенка к миру взрослых, к ценностям общества.
В игре происходит подготовка к полифоническому мышлению, пониманию
многообразных связей, того, что «все может быть всем» (Л. С. Выготский). Игра детей
дошкольного возраста — это школа мышления и суждения. Играть значит то же, что и
экспериментировать. Всякая новая игра — это открытие непознанного, это радость
победы и удовлетворения.
Вместе с тем, «игра — арифметика социальных отношений» (Л. С. Выготский, именно
здесь ребенок приобретает навыки и новые формы общения. Желания, наклонности
ребенка переплетаются с мнениями, предложениями других детей. У ребенка развивается
эмоционально-волевая сфера, возникает потребность и способность подавить в себе
эгоистические потребности, признавать мнения и заслуги других, считаться с желаниями,
интересами играющих. Не случайно «игра — это школа морали не на словах, а на деле»
(Д. Б. Эльконин).
В исследованиях Л. Г. Лысюк рассматривается усвоение нравственных норм у
дошкольников в различных ситуациях: в вербальном плане; в реальных «житейских
ситуациях; в отношениях по поводу игры; в сюжетио-ролевых отношениях. Именно
последние оказывают существенное влияние на становление личности ребенка,
способствуют развитию таких личностных качеств, как взаимопомощь, отзывчивость,
коммуникабельность (см. С. Н. Карпова, Л. Г. Лысюк «Игра и е нравственное развитие» —
М., 1986).
Игру характеризует высокая эмоциональная насыщенность, амбивалентность чувств
(двойственность) : плачет как «больной», и радуется, как «играющий»