Алена Щепина
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста
Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. В игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.
Публикация «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиям с предметами, способами и средствами общения (Абрамян, Л. А., Антонова, Т. В. и др. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, и др. // Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. –80 с.).
Газман О. С. дал понятие игровой деятельности – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.
Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Л. С. Выготский,С. Н. Карпова, С. Л. Новоселова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А. К. Бондаренко, А. В. Запорожец. Е. Е. Кравцовой, В. С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л. Н. Барсукова, М. А. Васильева, Л. Н. Венгер, Я. Л. Коломенский, И. Ю. Кулагина, М. А. Михайленко и др.
Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) :
• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:
• социально-коммуникативное развитие;
• познавательное развитие;
• речевое развитие;
• художественно-эстетическое развитие;
• физическое развитие.
Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д.
В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:
• игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;
• игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;
• игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.
Творческие, сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.
• сюжетно-ролевая игра, ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющий жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.
• игры драматизации – основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал.
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т. д.
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.
Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным[.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
• в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы;
• игры с природным материалом;
настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ [Текст] / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980.–352 с.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.
Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т. п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.
Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах.
Структура игровой деятельности включает в себя следующие компоненты:
1. Игровые действияпомогают детям реализовать избранные роли. Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. Выделяют два вида игровых действий : оперативные и изобразительные – «как будто».
2. Сюжет и содержание игры. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые: игры в семью, детский сад; производственные, отражающие профессиональный труд людей: игры в больницу, магазин, пожарных; общественные: игры в празднование дня рождения, в библиотеку, школу.
3. Воображаемую ситуацию. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Мнимая или воображаемая ситуация является основой сюжетно-ролевой игры и заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.
4. Правила и роль, которую принимает на себя ребенок. Роль, которую выполняет ребенок, является, структурной особенностью, основным стержнем и центром сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими. Соблюдение правил регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений. [Текст] / Т. П. Авдулова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 208с.
На основе работы Д. Б. Эльконина представим критерии и показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (таблица 1). Михайленко, Н. Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание [Текст] / Н. Я. Михайленко. – №12 – 1983. – 237 с.
Критерии и показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Замысел игры, постановка игровых целей, задач. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, иногда изготовление. Замысыл игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совмесмтно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длятельная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой детеи намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т. е. плавность согласованность игры сочетается с ипровизацией.
Содержание игр. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. Игра эмоционально окрашена. В игре дети создают моделиразнообразных взаимоотношений между людьми.
Сюжет игры. Нарушение логики действий отвергается. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания почепнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых, кинофильмов.
Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Роли четко определены и названы до начало игры. В соответсвии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанности. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7 – 10 ролей в игрых, из них 2 – 3 роли любимые.
Игровые действия, игровые предметы. Действия игры разнообразны, они воссоздают последовательность реальных отношений. Игровые предметы иногда изготавливабтся детми. Игровые действия часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко исмпользуют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.
Правила игры. В процессе игры дети следуют строгим правилам, которые определяют его поведение. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.
Таким образом, игра – это деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения. Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность, естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его моральных – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит детей играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.
В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность детей подвергается значительным изменениям это:
• усложнение сюжета игры. Развитие сюжеты идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами;
• в играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки;
• расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.