Получи документы

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Алена Щепина
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. Игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. В игре ребенок моделирует мир взрослых, их взаимоотношения.

Публикация «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различными действиям с предметами, способами и средствами общения (Абрамян, Л. А., Антонова, Т. В. и др. Игра дошкольника [Текст] / Л. А. Абрамян, Т. В. Антонова, и др. // Под ред. С. Л. Новоселовой. – М. : Просвещение, 1989. –80 с.).

Газман О. С. дал понятие игровой деятельности – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил.

Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Л. С. Выготский,С. Н. Карпова, С. Л. Новоселова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А. К. Бондаренко, А. В. Запорожец. Е. Е. Кравцовой, В. С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л. Н. Барсукова, М. А. Васильева, Л. Н. Венгер, Я. Л. Коломенский, И. Ю. Кулагина, М. А. Михайленко и др.

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирования социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО) :

• ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

• ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

• ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО, посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей:

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д.

В дошкольном возрасте выделяются три класса игр:

• игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры;

• игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

• игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Творческие, сюжетно-ролевые игры. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно-ролевые игры, игры драматизации, строительно-конструктивные игры. Содержание творческих игр придумывают сами дети. Разнообразные жизненные впечатления не копируются, они перерабатываются детьми, одни из них заменяются другими и т. д.

• сюжетно-ролевая игра, ей присущи основные черты игры: эмоциональная насыщенность и увлеченность детей, самостоятельность, активность, творчество. Первые сюжетные игры протекают как игры безролевые или игры со скрытой ролью. Действия детей приобретают сюжетный характер и объединяются в цепочку, имеющий жизненный смысл. Действия с предметами, игрушкой осуществляются каждым из играющих самостоятельно. Совместные игры возможны при участии взрослого.

• игры драматизации – основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации. Игры строятся на основе литературного произведения: сюжет игры, роли, поступки героев и их речь определяются текстом произведения. Начало работы над игрой-драматизацией состоит в подборе художественного произведения. Воспитатель принимает участие в сговоре и подготовке игры. На основе содержания произведения с детьми составляется сюжет игры, распределяются роли, отбирается речевой материал.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческой игры. В строительно-конструктивных играх происходит замещение одних предметов другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала (песка, снега). Многие строительно-конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Дети принимают на себя роль строительных рабочих, которые возводят постройку, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыв рабочие обедают в столовой, после работы идут в театр и т. д.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Дидактическая игра – это игра только для ребенка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным[.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

• в играх с предметами (игрушками, природным материалом) используются игрушки и реальные предметы;

• игры с природным материалом;

настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. Крутецкий, В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ [Текст] / В. А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1980.–352 с.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Подвижные игры. В основе их лежат разнообразные движения – ходьба, бег, прыжки, лазанье и т. п. Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребенка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Традиционные или народные игры. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах.

Структура игровой деятельности включает в себя следующие компоненты:

1. Игровые действияпомогают детям реализовать избранные роли. Одними из основных средств реализации сюжета являются игровые действия. Выделяют два вида игровых действий : оперативные и изобразительные – «как будто».

2. Сюжет и содержание игры. Сюжет игры – это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры - характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Сюжеты игр разнообразны. Условно их делят на бытовые: игры в семью, детский сад; производственные, отражающие профессиональный труд людей: игры в больницу, магазин, пожарных; общественные: игры в празднование дня рождения, в библиотеку, школу.

3. Воображаемую ситуацию. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Мнимая или воображаемая ситуация является основой сюжетно-ролевой игры и заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке.

4. Правила и роль, которую принимает на себя ребенок. Роль, которую выполняет ребенок, является, структурной особенностью, основным стержнем и центром сюжетно-ролевой игры. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени, соответствующим образом используя те или иные предметы, вступая в разнообразные отношения с другими играющими. Соблюдение правил регламентируют действия ребенка и воспитателя и говорят, что иногда надо делать то, чего совсем не хочется. Авдулова, Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. заведений. [Текст] / Т. П. Авдулова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. – 208с.

На основе работы Д. Б. Эльконина представим критерии и показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста (таблица 1). Михайленко, Н. Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание [Текст] / Н. Я. Михайленко. – №12 – 1983. – 237 с.

Критерии и показатели развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Замысел игры, постановка игровых целей, задач. В игре часто выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, иногда изготовление. Замысыл игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Дети совмесмтно обсуждают замысел игры, учитывают точку зрения партнера, достигают общего решения. Появляется длятельная перспектива игры, что говорит о высоком уровне развития игрового творчества. Перед игрой детеи намечают общий план, а во время игры включают в нее новые идеи и образы, т. е. плавность согласованность игры сочетается с ипровизацией.

Содержание игр. Основное содержание игры составляет выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют партнеры по игре. Игра эмоционально окрашена. В игре дети создают моделиразнообразных взаимоотношений между людьми.

Сюжет игры. Нарушение логики действий отвергается. Совершенствуется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игр. Для детей характерно стремление узнать как можно больше о том, во что они играют. Эпизоды из сказок, общественные сюжеты занимают значительное место в играх. Дети смелее и разнообразнее комбинируют в играх знания почепнутые из наблюдений, книг, рассказов взрослых, кинофильмов.

Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Роли четко определены и названы до начало игры. В соответсвии с ролью ребенок строит свое поведение до конца игры. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер. Объединения устойчивы и строятся на основе интереса детей к одним и тем же играм или на основе личных симпатий и привязанности. Ролевое взаимодействие содержательно, разнообразны используемые детьми средства выразительности. Речь занимает большее место в реализации роли. Она не только обозначается словом, но через речь раскрывается сущность ролевых отношений. У детей насчитывается 7 – 10 ролей в игрых, из них 2 – 3 роли любимые.

Игровые действия, игровые предметы. Действия игры разнообразны, они воссоздают последовательность реальных отношений. Игровые предметы иногда изготавливабтся детми. Игровые действия часто заменяется словом. Дети осуществляют игровое действие с предметами-заместителями, природным материалом, игрушками, собственными самоделками. Широко исмпользуют в игре подсобный материал. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы.

Правила игры. В процессе игры дети следуют строгим правилам, которые определяют его поведение. Дети осознают, что соблюдение правил является условием реализации роли.

Таким образом, игра – это деятельность, занятие детей, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения. Игровая деятельность – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игровая деятельность, естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его моральных – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Игровая деятельность не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит детей играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий.

В старшем дошкольном возрасте игровая деятельность детей подвергается значительным изменениям это:

• усложнение сюжета игры. Развитие сюжеты идет от бытовых игр к играм с производственными сюжетами;

• в играх старших детей наряду с действиями начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки;

• расширение тематики игр, углубление их содержания приводят к изменению формы и структуры игры.

Публикации по теме:

Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка»Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Заюшкина избушка» Современные реалии и требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в дошкольном учреждении,.

Игровая деятельность детей раннего дошкольного возрастаИгровая деятельность детей раннего дошкольного возраста «Визитной карточкой» детского сада традиционно считались занятия. И сейчас многие продолжают думать, что именно в них проявляется суть.

Исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования. Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Непосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возрастаНепосредственно образовательная деятельность на тему «Свойства магнита» для детей старшего дошкольного возраста Тема НОД: «Свойства магнита». Образовательная область: познание Вид: познавательно- исследовательская деятельность интегрированная.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году»Продуктивная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Поздравительная газета к Новому году» Цель: Способствовать развитию творческого воображения дошкольников при создании поздравительной газеты При создании поздравительной газеты.

Секция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельностьСекция «Школа мяча» для детей старшего дошкольного возраста как дополнительная образовательная деятельность До сих пор люди не могут точно сказать: где и когда появился первый в мире мяч. Археологи и в наше время находят на раскопках древних городов.

Совместная деятельность воспитателя и детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с работой сердца» Цель: 1. Дать детям представление о работе сердца, познакомить с понятиями «сердце», «сосуды», «пульс». 2. Развивать наблюдательность, внимание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 21 мая 2023 в 15:18
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Алена Щепина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД