Юлия Фатеева
Игротека к мини-музею «Русская изба» для старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность работы. В наше время патриотическое воспитание является одним из лидирующих в перечне воспитательных задач подрастающего поколения. Что можно сделать для патриотического воспитания дошкольников?
1. Создание в дошкольном учреждении, в группе мини-музея.
2. Знакомство детей и их родителей с историей, культурой и традициями нашего народа.
3. Знакомство с народным фольклором.
4. Формирование новых традиций внутри учреждения и их соблюдение.
5. Проведение праздников, развлечений.
Публикация «Игротека к мини-музею „Русская изба“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
В нашей группе создан мини-музей русской избы (приложение 1, проводятся экскурсии в музей детского сада, виртуальные экскурсии в известные музеи мира. Дети знакомятся с культурой, традициями нашего народа, с предметами быта. Мини-музей группы находится в постоянном доступе детей, что позволяет рассматривать предметы быта, использовать их в играх. Дети с интересом присутствуют на экскурсиях, занятиях, задают вопросы. Но в результате диагностики показывают низкие знания. Дети с трудом запоминают название старинных предметов, не могут назвать современный аналог предметов быта, их назначение. Проанализировав ситуацию, было решено сделать упор в знакомстве с предметами быта на игру, т. к. ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Поэтому для закрепления полученных на занятиях, экскурсиях знаний, для поддержания интереса к истории своего народа, появилась необходимость в создании игротеки к мини-музею.
Цель: Закрепление знаний детей о предметах быта русской старины через игры.
Задачи:
• Расширять и закреплять знания о предметах русской старины с помощью игр.
• Обогащать знания о предметах быта старины посредством игр.
• Учить соотносить предметы старины и современные предметы быта в игровой деятельности.
• Активизировать в речи детей названия предметов быта.
• Развивать в игре память, внимание, мышление, усидчивость.
• Воспитывать интерес к истории, культуре, традициям родной страны.
Требование к играм. Прежде, чем создавать игротеку, были отобраны игры, соответствующие возрасту воспитанников в группе – это старший дошкольный возраст. При создании игр использовались яркие, понятные детям картинки. Размер игры подбирался удобный для детей. Игротека расположена в зоне досягаемости детей.
Описание игротеки
В игротеку вошли следующие игры и пособия.
«Четвертый лишний»
Описание игры. Игра предназначена для детей 5-7 лет. В пособие входят карточки, на которых изображено по 4 предмета быта.
Цели: Расширять и закреплять знания о предметах русской старины.
Учить детей выделять из группы предметов лишний и доказывать правильность своего решения.
Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.
Развитие мышления и внимания дошкольников.
Активизировать речь детей.
Воспитывать патриотические чувства дошкольников.
Ход игры. Ребенок рассматривает картинки и определяет лишнюю. Три из предложенных картинок относятся к одной группе предметов, четвертая - к другой группе. Ребенок называют лишнюю картинку, объясняя свой выбор. Например: три картинки – это старинная посуда, а четвертая – современная.
«Домино»
Описание игры. Игра предназначена для детей 5-7 лет. В пособие входят карточки, на которых изображены современные предметы быта и предметы быта старины.
Цели: Закреплять знания детей о предметах быта русской старины.
Учить соотносить предметы старины и современные предметы быта.
Развивать внимание, память, наблюдательность, ориентировку в пространстве, мелкую моторику.
Формировать умение соблюдать правила игры.
Воспитывать интерес к культуре и быту русского народа.
Ход игры. Играют 3-4 ребенка. Все карточки раздаются поровну детям. Считалкой выбирается игрок, начинающий игру. Он выбирает любую карточку, с которой начинается игра. Остальные игроки должны найти карточку с похожим предметом другого времени (самовар-чайник, печь-духовка и т. д.). Побеждает игрок, у которого закончились все карточки.
«Найди предмет»
Описание игры. Игра предназначена для детей 5-7 лет. В пособие входят карточки с изображение предметов быта. Для игры используется макет «Русская изба»
Цели: Обогащать знания о предметах быта старины.
Формировать умение соотносить картинку с предметом.
Развивать наблюдательность, внимание, память, мышление.
Активизировать в речи детей названия предметов старины.
Воспитывать познавательный интерес к истории родной страны.
Ход игры. Ребенок получает карточку с изображением предметы быта старины. Необходимо назвать предмет быта и найти его в «русской избе».
«Лото»
Описание игры. Игра предназначена для детей 5-7 лет. В пособие входят большие карты с изображением 9 предметов быта старины и маленькие карточки, дублирующие один предмет быта из больших карт.
Цели: Закреплять знания детей о культуре и быте на Руси.
Активизировать в речи детей названия предметов быта, обобщающие понятия.
Развивать внимание, наглядно-образное мышление, память.
Формировать быстроту реакции, умение играть с соблюдением правил.
Воспитывать интерес к истории и культуре народов России.
Ход игры. В игре участвуют от 2 человек и один ведущий. Каждый игрок получает по большой карте, ведущий берет маленькие карточки.
Варианты игры. 1. Ведущий достает карточки из мешка, а игроки накрывают ими совпавшие картинки. Выигрывает тот, кто первым накроет карточками все картинки на своей карте.
Вариант игры 2. Ведущий не показывает фишки, а только называет изображенные на них предметы. Игроки должны найти на своей карте эти предметы. Выигрывает тот, кто первым накроет карточками все картинки на своей карте.
«Найди предмет по тени»
Описание игры. Игра предназначена для детей 5-7 лет. В пособие входит большое поле для игры с изображением русской избы и предметами быта в виде теней, и карточки с предметами быта, фишки.
Цели. Расширять знания детей о русской избе и предметах быта.
Развивать внимание, память, наглядно-образное мышление.
Активизировать в речи детей название старинных предметов.
Воспитывать патриотические чувства детей.
Ход игры. В игре участвуют от 2 игроков. По очереди игроки достают из коробки карточки с предметами быта, и ищут данный предмет на игровом поле. Нашедший предмет первым получает фишку. Побеждает игрок, который в игре получил больше фишек.