Раиса Андреева
Эссе «Играть — развивая, развивать — играя»
Мне кажется, что если бы у меня была возможность еще раз поменять профессию, то я все равно вернулась к детям, в мир, где царит «Золотое детство». И основная задача воспитателя, я думаю, чтобы он был счастлив, чтобы повзрослев, всегда вспоминал яркие и счастливые дни, проведенные в детском саду. И я всегда удовлетворяюсь, когда встретив бывших выпускников, побеседовав с ними, вижу какую-то яркую искорку в глазах, когда они вспоминают про детский сад, где прошла часть беззаботного детства.
Публикация «Эссе „Играть — развивая, развивать — играя“» размещена в разделах
«Человек создан для счастья, как птица для полета». (В. Г. Короленко). Чтобы маленький человечек был счастлив, мы воспитатели, должны отдать все силы и возможности, чтобы ему было уютно и комфортно в детском саду. И надо создать все условия для развивающей среды, где педагог должен придумывать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие ребенка вперед, вносить элементы игры в учении, общении, труде.
Мое счастливое детство я вспоминаю только в играх. Ребятишек на нашей узкой улице было очень много, в каждом доме жили по трое - шестеро детей. Мы играли во дворах, как, сейчас понимаю, в сюжетно – ролевые игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Больница»; строили уединенные штаб- квартиры; на улице играли в «Прятки», «Лапту», «Казаки-разбойники», «Белки-орешки», «Капитаны» и мн. др. Прошлым летом, проходя по нашей улице, я не то чтобы игры, я не слышала даже смех, голоса детей. Улица была пуста и безмолвна, везде грязь, развалившиеся дома, покосившиеся заборы. Да, неужели сейчас мы стали жить лучше? В какой-то мере может быть…
В возрасте 6-7 лет происходит активное становление личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это должно учитываться при организации жизненного пространства в группе.
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения кругозора.
Немецкий поэт и философ Шиллер считает игру основой всякого искусства. В условиях общения детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт стихийно передается естественным путем в ходе их совместных игр. Это благодатная почва для развития творческого воображения, для формирования речевых диалогов, выразительной интонации, мимики. В совместных играх мы демонстрируем ребенку предметные и ролевые способы решения игровых задач, стараемся вызвать ребенка на разговор, добиваемся максимальной его активности, незаметно передавая игровой опыт, выступая в роли товарища в игре.
Да, даже в детском саду дети сейчас мало играют вообще. Проблема, как мне кажется, в интеллектуальной загруженности детей, в детском саду основное внимание уделяется серьезной подготовке к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме места для игры, и особенно для сюжетно - ролевой игры. Ведь полноценная сюжетно - ролевая игра требует много времени, его-то у ребят нет. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры: утром - занятия и прогулка, вечером, после полдника, снова занятие. Конечно, зимой в -40-50 градусов мы не проводим прогулок. Вот в это время ещё мы даём возможность поиграть. Но дети, играя, всегда начинают фантазировать, всё больше разворачивая сюжет, а тут как раз нужно убирать игрушки, т. к. садимся обедать или мама пришла. Поэтому родители старшей группы всегда приходят позже, чтобы ребенок вволю наигрался в детском саду.
«Игра детей - это зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик. Совсем мало мальчики играют в моряков, летчиков, космонавтов, потому что они отошли на второй план, потому что знания и опыт для своих игр дети берут с основного источника информации, с телевизионных фильмов, сериалов, мультфильмов про «Черепашек – ниндзя», «Человека - паука», «Naruto», «Зачарованные», «Феи Vinkc». Всё больше в жизнь детей входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивна и жестока.
С каждым годом здоровье детей не желает лучшего. Очень много детей с патологическими отклонениями: с синдромами расстройства центральной нервной системы, сопровождающиеся дефектами речи, слуха, зрения, заиканием, сколиозом, гиперактивностью. Не во всех детских садах есть психологи, логопеды и физкультработники. Не все родители, особенно в улусах, могут получить консультацию специалиста.
Состояние воспитания подрастающего поколения во многом зависит от научной и методической квалификации педагогов, их идейности, культуры, а так же от качеств личности и педагогических способностей, от добросовестного отношения к своему труду. На плечи воспитателя ложится серьезная работа. Это требует от него определенных навыков, и даже актерского мастерства. Главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: «Играть – развивая, развивать - играя». Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.
Ребенок в наше время испытывает огромные информационные и эмоциональные перегрузки. Одним из непременных условий его полноценной адаптации и выживания является создание комфортной и гармоничной окружающей среды, которая позволяет снимать стрессы и напряжения, способствует творческой самореализации.
Создаваемый климат должен быть ненавязчивый, неперегруженный, плавно переходящий в занимательно - игровой. Советский кинорежиссер Г. Л. Рошаль критиковал застывшее положение мебели, расставленной в помещении взрослыми «навсегда». Это однообразие, неподвижность надоедает ребенку, угнетает и утомляет его.
Гармонично созданная предметная среда, организованная в функционально - эстетическом отношении, единстве пропорциональных отношениях, цветовых сочетаний и т. п., должна способствовать успешному формированию развитого поколения. Предметно - пространственная среда должна присутствовать и на участке детского сада. По тому, как он благоустроен, обычно судят о самом учреждении.
На участке должны быть не только постройки, развивающие двигательную активность, но и уголки да сюжетных игр, хотя бы веранды, защищающие от знойного солнца, для хранения игрушек, инвентаря. Как по своему опыту знаю, что каждый раз на прогулку мы вытаскиваем и потом обратно заносим чуть ли не весь инвентарь детского сада. А бывает и так, что кое- что забудешь, а нельзя оставлять детей без присмотра.
Хочется напомнить родителям об их «золотом» детстве. А вы представьте, что будут вспоминать ваши дети в старости? Современные семьи часто однодетны и не все родители могут заменить ребёнку недостающих старших братьев и сестёр. Иногда, стараясь для ребёнка, родители отходят от старых семейных традиций. Например, организуют роскошные «дни рождения» в кафе с одноклассниками. В последствии, ребёнок привыкает к этим мероприятиям, подрастая, просит родителей освободить квартиру для вечеринок…. А как приятно было бы вспоминать, как вместе своими руками мастерили настольную игру, семейный альбом с шуточными фотоколлажами, участвовали в спортивных эстафетах, семейных конкурсах по изготовлению разных поделок.
Организация тесного взаимодействия детского сада с семьёй, является одним из основных направлений работы дошкольных учреждений. Детский сад является своего рода центром досуга, где проводятся национальные праздники, концерты, конкурсы, спортивные мероприятия и служит местом семейного отдыха, которое сплачивают семью, одновременно формируя гармоничное развитие ребёнка.
В родительских уголках воспитатели постоянно информируют родителей об играх и занятиях, развивающих различные способности, проводят индивидуальные беседы о том, чтобы уделяли ребёнку больше времени, объясняют, что как важна игра в этом возрасте. В процессе игры формируются духовные и физические силы ребёнка. Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения кругозора, именно игра готовит детей к учёбе в школе, к жизни.
Благодаря новому «Закону об образовании», дошкольное образование в Российской Федерации становится начальным уровнем общего образования. Новый закон уделяет большое внимание духовно – нравственному развитию воспитанников в единстве совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Мне кажется что если бы у меня была возможность еще раз поменять профессию то я все равно вернулась к детям в мир где царит Золотое детство](https://www.maam.ru/upload/blogs/72626ecf18738b73ae1530b37e96fd15.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 И основная задача воспитателя я думаю чтобы он был счастлив чтобы повзрослев всегда вспоминал яркие и счастливые дни проведенные в детском саду](https://www.maam.ru/upload/blogs/7bd72a1364c886784f05878a042d6e6c.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 И я всегда удовлетворяюсь когда встретив бывших выпускников побеседовав с ними вижу какую то яркую искорку в глазах когда они вспоминают про детский сад где прошла часть беззаботного детства](https://www.maam.ru/upload/blogs/241fe821924d5600485d42d2d2538216.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Публикация Эссе Играть развивая развивать играя размещена в разделах Игры для детей Эссе воспитателей и педагогов Темочки Человек создан для счастья как птица для полета](https://www.maam.ru/upload/blogs/c2409bec5c04543913ef74e42615d306.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Чтобы маленький человечек был счастлив мы воспитатели должны отдать все силы и возможности чтобы ему было уютно и комфортно в детском саду](https://www.maam.ru/upload/blogs/d2de522d0fbc9addf07a8ad2ca5b2179.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 И надо создать все условия для развивающей среды где педагог должен придумывать такие игровые ситуации которые продвигают развитие ребенка вперед вносить элементы](https://www.maam.ru/upload/blogs/bd6aeeefabc8f7b055c2aa3aa56549c4.jpg.jpg)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Игры для детей игры в учении общении труде](https://www.maam.ru/upload/blogs/dbdd16dd5b41d383df12266aab173342.jpg.jpg)