Папки-передвижки

Развитие речи в процессе игр с песком

Анна Алеопольдова
Развитие речи в процессе игр с песком
▼ Скачать + Заказать документы

А. Ю. Алеопольдова

Играя песком – развиваем речь.

Приляг на отмели.

Обеими руками горсть русого песку

Зажжённого лучами

Возьми и дай ему меж пальцев тихо течь.

И сам закрой глаза и долго слушай речь

Анри Ренье

О, сколько тайн песок хранит!

Он был не раз волной обласкан.

В нём отблеск звёзд, огонь зари…

В песчинке каждой дремлет

Сказка…

Ольга Благова

Публикация «Развитие речи в процессе игр с песком» размещена в разделах

Нарушения развития речи ребенка встречаются пугающе часто, и требуют срочного вмешательства специалистов и грамотного подхода родителей. При работе над нарушениями речи чаще прочего используется форма занятия. Ребенка усаживают, и … хорошо если он послушно выполняет все задания, а если нет? А если возраст или характерные особенности не позволяют? Ждать и закреплять дефект? Нет! Качество речи ребенка, не только ее звукопроизносительная сторона, а главным образом, лексико-грамматическая составляющая, является залогом успешной учебно-познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой деятельности. Определяет качество мышления, и характер взаимоотношений ребенка в социуме.

Надо понимать, что дошкольный возраст - наиболее подходящий для коррекционной работы над речевыми нарушениями, и дает большой шанс на успех, так как природа поставила задачу головному мозгу человека усвоить язык именно в этот возрастной период. Работа, проведенная позже, будет даваться с большей сложностью и значительно меньшей эффективностью. Благо, что развивать речь и решить целый ряд проблем с ней можно буквально везде и на всём. Но чем естественнее деятельность ребенка, чем более она свойственна его возрасту и потребностям, тем успешнее и легче достичь поставленных задач. То, что часто не удается «вынуть» из ребенка на занятии, он выдает в игре. А одной из любимых остается игра с песком.

Песок – природный магический материал, он податлив, принимает форму сосуда, из него можно лепить, он льется, он шуршит, он приятен тактильно и завораживают детей с самого раннего детства.

Для детей с общим недоразвитием речи особенно важно обеспечить беспрерывную работу над речевым нарушением, а не только на занятиях со специалистом. Игра и прогулка так же могут и должны быть направлены на развитие речи, устранение нарушений и закрепление результата.

Для успешной работы по исправлению нарушений речи важную роль играет развитие межполушарных взаимодействий, мелкой моторики рук, стимуляция речевой активности, что в полной мере реализовывается в пескотерапии. Ребенок в играх с песком расслабляется, даже самый непоседливый и неусидчивый малыш способен надолго замереть в песочнице. Пересыпание песка завораживает. Ребенок охотно делится «секретами» создания своего шедевра, описывает, что задумывал, что получилось, тренируя речь, и взрослому не приходится вытягивать слова, он лишь направляет мысль ребенка. Удобно на играх с песком проводить практически любые занятия по развитию речи, отрабатывать лексико-грамматические категории, автоматизировать поставленные логопедом звуки.

Техника рисования песком вызывает у детей особый интерес. В данной технике рисования ребенок успешно использует и все пальцы, и ладони обеих рук, и стопы, действует ручками и даже ножками поочередно или одновременно. Поэтому этот вид деятельности наиболее способствует развитию обоих полушарий головного мозга. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А песок дает самые разнообразные тактильные ощущения на всю поверхность пальцев и ладоней.

Для рисования в помещении используется мелкозернистый песок. Предварительно его необходимо просеять и прокалить. Помимо песка можно использовать соль или манную крупу на ярком подносе. Имеются и специальные короба с подсветкой изнутри, набором форм и стилусов для рисования и готовым, чистым и удобным для работы песком.

На первых этапах дети создают простые изображения пальчиками по равному слою песка. Затем взрослый помогает усложнить рисунок на песке, проводит предварительную работу, обучает иным способам изображать на песке. С помощью разных по форме стилусов, грабелек, палочек и формочек. Используя технику насыпания песка. На предварительно выровненную или очищенную от песка поверхность специального стола с подсветкой, песок насыпается струйкой из кулачка или конуса с отверстием. Направляя струйку песка в виде задуманного рисунка. Дети быстро принимают такой способ рисования, сравнивая его с карандашом. Данный способ требует аккуратности, выдержки и тренировки. В процессе работы дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли, договариваться. Тихая музыка и приглушенный свет при работе на специальном столе–песочнице с подсветкой создают творческую спокойную атмосферу.

Рисование на песке дополняется различными играми, многие из которых удобнее проводить на прогулке в обычной песочнице, дети с удовольствием ставят опыты и эксперименты с этим природным материалом. Дети сами и с помощью взрослого придумывают множество игр в песочнице, и вот некоторые из них:

«Покорми, подари …»

Цель игры: автоматизация звука, развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, стимуляция речевой активности.

Нам понадобится фигурка животного, название которого на нужный нам звук. Допустим Л – лама, и россыпь мелких игрушек фигурок. Игрушки присыпаются песком. Ребенок запускает руку в песок, нащупывает по одной игрушке, достает, называет, говорит есть ли звук Л в этом слове или нет, и выбирает для ламы только игрушки со звуком Л, проговаривая - Я даю ламе волка, я даю ламе лампу, ложку и т. д Утрируя нужный нам звук.

Можно из песка создать монстрика Трам Трамыча (автоматизация звука Р, со ртом и карманом – двумя ямками в конусе из песка, и так же, выуживая прикопанные фигурки, игрушки, ребенок определяет наличие в них заданного звука Р и кормит Трамыча или дарит ему эту игрушку. Не поправляйте ребенка, если он покормит Трамыча кроватью, а корову положит ему в карман. Трамыч - монстрик и очень голодный, и ест вообще всё, а корова она живая, ее просто так съесть нельзя. В любом случае, выбор ребенка - всегда повод задать ему вопрос и простимулировать на формулировку ответа – объяснения своего решения или целой философии. То, что нам и нужно – стимуляция речевой активности.

«Узнай меня»

Цель игры: развивать мелкую моторику, мышление. Для игры потребуются небольшие игрушки.

Дети отворачиваются. Взрослый присыпает песком несколько игрушек, а затем описывает одну из них. Но не саму конкретную игрушку, а реальный ее прообраз. Это животное. Оно живет в лесу. Оно среднего размера. Рыжего цвета. Это хитрое и умное животное. Хищник. Дети угадывают. Первый, кто нашел в песке именно игрушку – лису и предъявил ее как отгадку – побеждает.

Дальнейшее усложнение. Дети отворачивают, водящий находит одну игрушку, запоминает ее, перепрятывает в песке. Дает словесное описание. Играющие начинают искать.

«Фрукты-овощи»

Песочница делится на две части – сад и огород, нам потребуются игрушечные овощи и фрукты.

Детям предлагается посадить сад и огород. После выполнения задания дети рассказывают, что где растет. Взрослый просит ребенка описать овощи и фрукты по форме, цвету, вкусу.

«Общее слово»

Цель: Развитие памяти, внимания, умения классифицировать предметы.

Стимулирующий материал: Песочница, миниатюрные фигурки.

Ход игры:

Ребенку дается задание заполнить песок только теми игрушками, которые подходят под заданное обобщающее понятие.

Это комната Маши, давай расставим мебель. Ребенок выбирает из всего множества игрушек только предметы мебели. Это зоопарк, давай поселим сюда животных. Это океан. и так далее.

«ЗАмки»

Цель: Обогащение словаря, отработка уменьшительно-ласкательных и сравнительных форм слов, воспитывать чувство языка, развивать воображение, сенсорику, аккуратность.

Из влажного песка построить большой и маленький замки (конусы из песка) с помощью рук, ведерок. Украсить с помощью формочек. В большом замке живет великан, а в маленьком – ласковая куколка. У великана в замке стоит стол, а у куколки в замке – столик, у великана – кровать, а у куколки – кроватка. И т. д.

Усложнение игры.

Строим три замка – большой, средний и маленький. В большом живет Гномище, в среднем – Гном, а в маленьком – Гномик. Вводим сравнительные формы. У Гномища в замке огромные сапожищи, у гнома – обычные сапоги, а у гномика – крохотные сапожки.

«Карта города»

Цель: закрепление пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Оборудование: Песочница, миниатюрные фигурки.

На влажном выровненным песке рисуется несколько квадратов, кругов, прямоугольников. эта игра проводится на усложнение, количество и разнообразие геометрических фигур вводится постепенно.

Педагог. Жители песочной страны заблудились в своем городе и просят тебя проводить их домой. Колобок живет в круглом домике, жираф — в прямоугольном, а бегемотик - в квадратном.

Подобным образом взрослый дает ребенку задание расселить всех жителей песочницы.

"Волшебные следы"

Цель: развивать воображение.

Педагог и дети оставляют отпечатки своих рук и ног на мокром песке, а затем дорисовывают их или дополняют камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. д. Дети рассказывают кто у них получился, дают описание. У меня получилась птичка. У нее голова из круглого камешка, тело – отпечаток моей руки, а хвост я сделал отпечатком пальцев. А лапки пририсовал палочкой.

«Клады и секретики»

Цель: формировать умение у детей рисовать карты-схемы, развивать мышление, воображение.

Оборудование: Песочница, набор миниатюрных игрушек, бумага, ручка.

Ход игры: Дети вместе со взрослым чертят карту-схему с условными изображениями дерева, реки, гор, леса, домов.

Ребенок по данной схеме строит песочную картину.

Ребенка просят отвернуться, а в это время взрослый прячет секретики на различных участках картины. На карте-схеме в том месте, где спрятаны секретики, ставится точка.

Ребенок поворачивается и отыскивает секретики, следуя карте-схеме.

Игру можно усложнить. Ребенок прячет секретики сам и отмечает их местонахождение на карте-схеме. Взрослый отыскивает.

Публикации по теме:

Развитие речи дошкольников в процессе экономического воспитания Развитие речевой деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка. Чем.

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе». Актуальность выбранной темы определяется следующим.

«Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания». Консультация для педагогов и родителей «Развитие речи детей в процессе патриотического воспитания» Многие дошкольники испытывают значительные трудности в речевой деятельности,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи детей в процессе театрализованной деятельности» Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, развития речи,.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Проектная деятельность по развитию речи «Развитие речи детей в процессе обучения рассказыванию» в средней группе Пояснительная записка. Рассказ сравнительно сложный вид связной речи, поскольку создание нового текста сложнее воспроизведения готового.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками Речь – важное средство самовыражения ребенка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР (на примере работы с детьми 2-3-х лет) Аннотация. В статье обосновывается.

Развитие речи в процессе организации режимных моментов Развитие речи как многоплановый процесс пронизывает всю жизнь ребенка в детском саду. Программа по развитию речи предусматривает различные.

Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Развитие связной речи и обогащение словаря дошкольников в процессе экспериментальной деятельности Овладение родным языком, развитие речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи в процессе игр с песком
Опубликовано: 27 августа 2019 в 21:54
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи в процессе игр с песком» (включая файлы) размещена пользователем Анна Алеопольдова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД