Инна Пискарева
Консультация для родителей «Игра это серьезно»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возрастной период, когда ребенок растет и развивается, когда он приобретает первые знания. Поэтому очень важно помочь ребенку научиться правильно, воспринимать внешний мир, окружающие его предметы и явления.
В сюжетные игры взрослые не играют. Временного отрезка в 20 лет достаточно, чтобы забыть, что такое. Если вспомнить детство, в памяти всплывают любимые игрушки, в лучшем случае – любимые темы игры, но сам процесс остается неуловимым. Взрослые если и играют с детьми, то предпочитают игры с правилами, а сюжетная игра остается без внимания. А наибольшее развивающее значение в дошкольном детстве все же имеет сюжетная игра. Может возникнуть такой вопрос: если дети ходят в детский сад, то, наверное, специально подготовленные для занятий с детьми воспитатели могут научить их игре? Однако игре совсем не просто учить; надо принимать во внимание и то, что это деятельность «камерная», а у воспитателя в группе, как правило, насчитывается 25-30 детей. Поэтому хорошо, когда и родители подключаются к передаче детям навыков игры.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
Назовем специальную, осознанную передачу детям игровой культуры (в отличие от стихийной, традиционной) формированием игры. Теперь мы можем вернуться к вопросу, который возникает у взрослых: а учили ли нас играть? Если и не учили целенаправленно, то это происходило в общении со старшими детьми, с разными играющими группами.
Пока существуют разнообразные детские группы, игра может передаться стихийным, традиционным путем от одного поколения детей к другому. Это как бы естественный механизм передачи игры. Каждому приходилось наблюдать малышей, которые подолгу могут стоять и смотреть за тем, что делается на игровой площадке, как играют старшие дети. Постепенно маленькие дети втягиваются в общую игру: поначалу как исполнители приказаний, инструкций более старших детей, которым недостает партнеров, а затем они становятся и полноправными членами играющей группы. В естественном складывающиеся игровые группы входят дети разного возраста (от подростков до школьников) с различным игровым опытом. Обновление состава таких групп происходит постепенно: малыши втягиваются и набираются игрового опыта, а старшие дети, подрастая, все меньше участвуют в жизни игровой группы. Этой постепенностью и обеспечивается преемственность игровой культуры, ее сохранение.
Дети не играют даже с самыми привлекательными предметами, пока не уяснят себе их функциональное значение, не определят отношения между людьми, осуществляемые через действия с предметами, то есть свои ролевые действия. Отечественные психологи отводят центральное место в игре именно роли ребенка. Роль и органически с ней связанные действия представляют собой основную, долее неразложимую единицу развитой формы игры. Главное для детей в игре - выполнение взятой на себя роли. Ей подчиняются и используемые предметы, и отношения между играющими. Ребенок именно потому является кассиром, что он продает билеты, а разорванные бумажки становятся билетами, так как их продает кассир.
Ребенок отражает в игре те действия, те отношения между людьми, которые наблюдает в жизни. Поскольку в реальной действительности конкретная деятельность людей и их отношения так же разнообразны, то и сюжет игр чрезвычайно разнообразны и изменчивы. Даже один и тот же ребенок меняет сюжет своих игр в зависимости от конкретных условий, в которые он временно попадает.
Таким образом, сюжет игры – это область действительности, которая воспроизводится детьми в игре. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны и отражают конкретные условия жизни ребенка, изменяясь вместе с расширением его кругозора.
Особая чувствительность игры к сфере человеческой деятельности и отношениям между людьми показывает, что при всем разнообразии сюжетов за ними скрывается принципиально одно и то же содержание – деятельность человека и отношения людей в обществе. содержание игры – то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их трудовой и общественной жизни.
Развернутая сюжетно-ролевая игра – собственно ролевая игра – появляется у детей к пяти годам. Ребенок уже может использовать роль как средство совместного развертывания сюжета, то есть умеет воплощать в своих действиях содержание разнообразных ролей и обозначать свою роль для партнера.
К старшему дошкольному возрасту, в связи с возросшим опытом и знаниями детей, развитием их воображения, усложняется содержание игры; игровые сюжеты представляют собой уже не привычные последовательности событий (как они существуют в реальной жизни, а комбинирование, преобразование их, соответствующее желаниям и намерениям ребенка.
В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети учатся отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра в таком случае может протекать во внутреннем плане.
Основными требованиями к руководству детской игрой А. С. Макаренко выдвигал следующие:
1) следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей;
2) воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.
Самое главное в детской игре – добиться следующего:
1)чтобы ребенок действительно играл, сочинял, строил, комбинировал;
2)чтобы он не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца;
3)чтобы в каждой игрушке он видел определенную ценность, хранил ее; поддерживал порядок в игровом уголке; с помощью взрослого производил ремонт в случае поломки;
4)чтобы в игре комбинировались все типы игрушек.
Самое главное заключается в том, что родитель должен научиться видеть перед собой не только своего ребенка, а всю группу детей и вместе с другими родителями воспитывать ее.