Лариса Добровольская
Игра-викторина для старшей группы «Мир животных нашего края»
Цель: Воспитание экологически грамотного, социально активного ребёнка, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к природе.
Задачи: 1. Систематизировать знания детей о животных нашего края, о местах их обитания, способах зимовки.
2. Развивать умения добывать знания из различных источников информации, применять их в конкретной ситуации.
3. Учить делать умозаключения, выводы.
4. Развивать логическое мышление.
5. Воспитывать чувство взаимопомощи, умение работать в команде.
Публикация «Игра-викторина для старшей группы „Мир животных нашего края“» размещена в разделах
- В мире животных. Викторины, интеллектуальные игры
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Краеведение. Викторины, интеллектуальные игры
- Республика, область, край. Список городов
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Темочки
6. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, ко всему живому.
Оборудование: карта Балтийской области, ребус, маски животных, фишки.
Организация: Дети делятся на две команды (мальчики «Зайчата», девочки «Лисята»); выбирают капитанов.
Условия игры-викторины:
Командам поочередно задаются вопросы разного типа:
- а) с вариантами ответов;
- б) вопросы-загадки,
- в) вопросы, требующие объяснений, рассуждений, доказательств;
- г) вопросы по сказкам о животных.
За правильный ответ команда получает жетон. Побеждает команда, набравшая большее количество жетонов.
Ход:
1. Вступление.
Дети, перед вами карта Балтийской области, в которой мы живём. Здесь находится наш город –Балтийск.
Наша область богата лесами, реками, озёрами; богата зверем, птицей, рыбой. Сегодня мы будем говорить о лесе и его обитателях. Лес на карте обозначен зелёным цветом.
- Какие деревья растут в лесу?
-Назовите, какие хвойные деревья вы знаете?
- Назовите лиственные деревья.
В лесу много диких зверей.
- Назовите известных вам животных наших лесов.
2. Вопросы – объяснялки.
- Кого в шутку называют «косым», почему? (зайца, у него глаза расположены не в центре мордочки, а по бокам)
- Куда зайцу бежать удобнее: с горы или в гору? Почему? (в гору – задние лапы у зайца длиннее передних)
- Делает ли ёж запасы на зиму? (нет, он спит)
- Какое любимое лакомство кабанов? (желуди, ест корни растений)
- Что значит поговорка «волка ноги кормят»? (волк не подстерегает добычу, а догоняет)
3. Музыкальная пауза.
Песня «Почему медведь зимой спит…» (слова А. Коваленкова, музыка
Н. Книппера)
4. Вопросы на «засыпку».
1) Зачем зайцу большие уши?
а) чтобы лучше слышать;
б) чтобы не перегреться;
в) для торможения.
2) Зачем звери раны зализывают?
а) чтобы быстрее заживали;
б) от боли;
в) чтобы чистыми были.
3) Кто на своей голове лес носит?
а) рысь; б) лось; в) кабан.
4) У кого из зверей «фамилия» Топтыгин?
а) у волка; б) у медведя; в) у лося.
5) Кого из животных величают по «отчеству» Патрикеевна?
а) белку; б) куницу; в) лисицу
6) Какой зверь дал название короткой мужской стрижке?
а) волчок; б) ёжик; в) бобёр.
7) Почему одинокие волки воют на луну?
а) от тоски; б) от голода;
в) предупреждают других волков об опасности.
5. Физкультурная пауза «Звериная зарядка» (дети имитируют движения животных)
Раз – присядка,
Два – прыжок.
Это – заячья зарядка.
А лисята, как проснутся,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну, и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну, а мишка косолапый,
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –
Начинайте всё сначала.
6. Вопросы по сказкам о животных.
1) Какой зверь пел чужим голосом: «Козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся…» А в какую сказку его надо вернуть? («Волк и семеро козлят»)
2) У одного зверя избушка была лубяная. А у другого – ледяная. Назовите этих зверей. Из какой они сказки? («Заюшкина избушка»)
3) Кто и в какой сказке пел эту песенку: «Петушок, петушок – золотой гребешок…»? (Лиса из сказки «Кот, петух и лиса»)
4) «Ловись рыбка и мала и велика» - Кто ловил рыбку хвостом и в какой сказке? (Волк из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»)
7. Физкультурная пауза : «Узнай животное, которое изобразила команда соперников»
8. Кроссворд «Загадки о животных» Отгадай загадку, запиши отгадку в нужную строчку (по конечным буквам)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета. (заяц)
Хозяин лесной просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. (медведь)
Я зимы не боюсь,
В шубу тёплую ряжусь.
Хвост красивый какой –
Мне он нравится самой.
Ищу мышку полевую
Или живность любую. (лиса)
А ещё есть зверь лесной,
Он, ребята, очень злой.
В одиночку он не ходит,
Они стаями бродят.
Серые, худые, голодные и злые. (волк)
Чутко спит большая кошка,
Уши в кисточках – серёжках
Ей не скажешь слова «Брысь»,
Потому, что это … (рысь)
По вертикали получается слово ЗВЕРИ.
З Ц
В К
Е Д Ь
Р С Ь
И А
9. Подведение итогов, награждение.
Использованная литература:
1. В. Д. Алексеев. Триста вопросов и ответов о животных
2. Поём, играем, танцуем дома и в детском саду. – Ярославль. «Академия развития», 1996
3. Журнал «Дошкольник». Методика и практика воспитания и обучения. № 8 2012.