Александра Лапшина
Игра в жизни ребенка старшего дошкольного возраста: роль родителя как организатора и участника игры
▼ Скачать
Игра – это ведущий вид деятельности дошкольников и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка. Как подчеркивал В. А Сухомлинский: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Публикация «Игра в жизни ребенка старшего дошкольного возраста: роль родителя как организатора и участника игры» размещена в разделах
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Одни считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле. Те же родители, которые постоянно играют с детьми, наблюдают за игрой, ценят её, как одно из важных средств воспитания.
Для того чтобы подготовить ребёнка к будущему, чтобы его нестоящая жизнь была полной и счастливой играйте со своими детьми!
Участие взрослых в играх детей может быть разным: взрослый может выступать в качестве ОРГАНИЗАТОРА игры, помогая ребёнку придумать и организовать игру, а может просто подключиться к начатой ребенком игре – стать ее УЧАСТНИКОМ, сделав игру для ребенка более увлекательной.
Конечно, игр очень много, но их все условно можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости» и т. д. В таких играх эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.
Часто у детей возникают трудности в процессе игры: они не могут договориться с партнёрами, действовать сообща. Тогда кто-то из старших членов семьи может стать связующим звеном между детьми, включаясь в игру и помогая им играть вместе.
Партнёры-организаторы также могут играть вместе. Обычно дети навязывают друг другу свою тему игры, стремясь быть в главной роли. В этом случае также без помощи взрослого не обойтись. Можно научить детей прийти к компромиссу, выполнять главную роль по очереди. При этом взрослый может взять на себя не главную, а второстепенную роль.
С накоплением жизненного опыта, под влиянием обучения, воспитания – игры детей становятся более содержательными, разнообразными по сюжетам, тематике, по количеству исполняемых ролей, участников игры. В играх ребенок начинает отражать не только быт семьи, факты, непосредственно воспринимаемые им, но и образы героев прочитанных ему сказок, рассказов, которые ему надо создать по представлению.
К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и в которых они с большим удовольствием принимают активное участие.
Организация совместной театрализованной деятельности взрослых и детей помогает развивать интересы и способности каждого ребенка, стремление к познанию новой информации и новых способов действия, эмоциональность при проигрывании ролей, способность к импровизации. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.
Вторая группа игр – игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры.
Такие игры, как лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила.
Детям очень интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры. При этом, играя вместе с ребёнком, важно следить за своим поведением во время игры: ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Большинство родителей предпочитают поиграть с детьми в спокойные настольные и дидактические игры, но не стоит забывать о значимости подвижных игр в жизни детей. Ведь подвижные игры – это естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, упражнения, посредством которых дети готовятся к жизни: у ребят активизируются дыхание, кровообращение, обменные процессы, совершенствуются движения, развивается координация, быстрота, сила и выносливость. Поэтому подвижные игры также являются традиционным средством педагогики.
Игра, бег, прыжки, разговор и смех детей являются самым необходимым делом для их развития. Во время подвижных игр у ребенка проявляется активность, он получает богатые впечатления, учится взаимодействовать с другими участниками игры, работать в команде.
Одним из важных педагогических условий, способствующих развитию игры у детей, является подбор игрушек по возрасту. Так, в игровом хозяйстве ребенка старшего дошкольного возраста должны быть разные игрушки:
- сюжетно-образные (изображающие людей, животных, предметы труда, быта, транспорт и др.,
- двигательные (различные каталки, коляски, мячи, скакалки, спортивные игрушки,
- строительные наборы,
- дидактические (разнообразные башенки, матрёшки, настольные игры).
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.
Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре.
Часто девочки играют только с куклами, поэтому часто они лишены радости играть в такие игры, в которых формируется смекалка, находчивость, творческие способности. Девочки с куклами играют или в одиночку, или только с девочками. С мальчиками у них нет общих интересов и нет предпосылок для возникновения дружеских взаимоотношений между детьми. Мальчики обычно играют с машинами, с детским оружием. Такие игрушки тоже ограничивают круг общения с девочками. Поэтому для взрослых важно не делать на этом акцента и не делить игрушки на «девчоночьи» и на «мальчишечьи».
Если мальчик не играет с куклой, ему можно приобрести мишку, куклу в образе мальчика, малыша, матроса, Буратино, Чебурашки и т. п. Важно, чтобы ребенок получил возможность заботиться о ком-то.
Мягкие игрушки, изображающие людей и животных, радуют детей своим привлекательным видом, вызывают положительные эмоции, желание играть с ними, особенно если взрослые с ранних лет приучают беречь игрушки, сохранять их опрятный вид. Эти игрушки оказываются первыми помощниками детей в приобретении опыта общения с окружающими детьми и взрослыми.
Если у ребёнка нет сестёр и братьев, то игрушки фактически являются его партнёрами по играм, с которыми он делит свои горести и радости.
Старшие дошкольники ценят игрушки, сделанные руками родителей. Ребятам постоянно необходимо иметь под руками кусочки меха, ткани, картона, проволоки, дерева. Из них дети мастерят недостающие игрушки, перестраивают, дополняют и т. п., что, несомненно, расширяет игровые возможности детей, фантазию, формирует трудовые навыки.
Игры со строительным материалом развивают у детей чувство формы, пространства, цвета, воображение, конструктивные способности.
Иногда взрослым надо помочь так построить ту или иную постройку, вместе подумать, какие детали нужны, какого цвета, как закрепить, чем дополнить недостающие конструкции, как использовать постройку в игре.
Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.
Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
Хорошо, если дошкольник умеет самостоятельно затевать игру, подобрать нужный игровой материал, построить мысленно план игры, сговариваться с партнёрами по игре или сумеет принять его замысел и совместно выполнять задуманное. Тогда можно говорить об умении дошкольника играть. Но и эти дети требуют внимание и серьёзного отношения к своим играм. Им бывает необходимо посоветоваться с матерью, отцом, бабушкой, старшим братом, сестрой. По ходу игры, спросить, уточнить, получить одобрение своих поступков, действий, утверждаясь, таким образом, в формах поведения.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем!