Марина Иванова
Игра со смыслом, или Развитие мышления через игру
«Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста».
М. Монтель
А. С. Макаренко. По его мнению, игры – средство подготовки ребенка к жизни, переходная ступень к трудовой деятельности. В играх у детей воспитывается активность, инициатива, чувство коллективизма. Но не всякая игра имеет воспитательное значение, а только та, которая носит активный характер.
Публикация «Игра со смыслом, или Развитие мышления через игру» размещена в разделах
Умственное развитие - это сложная система изменений, происходящих в интеллектуальной деятельности человека в связи с обучением, с условиями среды, возрастными и индивидуальными особенностями психики, а также обогащением опыта человека.
Мыслить - значит действовать! Экспериментально была доказана идея, высказанная еще И. Кантом: "Мы не можем мыслить линии, не проводя ее мысленно, не можем мыслить окружности, не описывая ее". Мыслить - значит воспроизводить, строить предмет. Такое действие построения и преобразования мысленного предмета является актом человеческого понимания и объяснения, раскрытия его сущности. Поэтому мышление принято рассматривать как процесс решения познавательных задач.
Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных- с обязательными для всех играющих правилами. По определению П. Ф. Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.
Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.
Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В игре ребенок направляет свое внимание на достижение цели, а не на способ выполнения движения. Он действует в соответствии с игровыми условиями, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
Глубокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижные игры всегда являются творческой деятельностью, в которой проявляется естественная потребность ребенка в движении, необходимость найти решение двигательной задачи, поэтому свободу действий дошкольник реализует в этих играх. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.
Из всех высказываний и примеров можно заметить одну закономерность, если ребенок много двигается и грает в подвижные игры со своими друзьями, сверстниками или просто с другими детьми во дворе или еще где то, то этим детям проще адаптироваться в изменчивой среде, так как игра — это вариант социального и культурного воссоздания будущей взрослой жизни.
Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему тому, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего находит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (летают как воробушки, взмахивают руками как бабочки крылышками и т. д.). Стремление к одухотворению неживой природы объясняется желанием ребенка придать изображаемому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, формируются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста носят сюжетный характер.
Подвижные игры влияют не только на развитие физических качеств, но и
на формирование структурных единиц психики:
• памяти – слуховой, моторно – слуховой, зрительной;
• воображения – творческого, воссоздающего, а также оригинальности решения
задач;
• восприятия – степени развития наблюдательности, объема и адекватности
воспроизведения;
• наглядно – образного и логического мышления – способности к анализу,
сравнению и обобщению;
• произвольного внимания и таких его свойств, как концентрация,
переключение, распределение и устойчивость.
Заключение
Теоретический анализ литературы позволил сделать следующие выводы:
1. Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека и используется с целью воспитания и физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры невозможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
2. Использование подвижных игр в урочных занятиях в большой степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, силы, выносливости, координации, гибкости и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе. Увлекательный игровой сюжет вызывает у учащихся положительные эмоции и побуждает их к тому, что они с неослабевающей активностью многократно преодолевают те или иные трудности. При этом они проявляют необходимые волевые качества и физические способности. Соревновательный характер коллективных
подвижных игр активизирует действия игроков, вызывает проявление решительности, мужества и упорства в достижении цели. Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, согласованные движения; игроки приобретают умение быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость.
3. Именно использование игровой технологии на уроке физической культуры может изменить к лучшему существующее порой у школьников безразличное и даже отрицательное отношение к физической культуре.
Анализ результатов р педагогического эксперимента позволил сформулировать следующие выводы:
1. Наибольший прирост произошел в развитии таких физических качеств как гибкость позвоночника и тазобедренных суставов и 47 координационные способности в беге.
2. Средний прирост результатов получили в развитии таких качеств как выносливость мышц плечевого пояса и динамическая сила преимущественно мышц брюшного пресса.
3. Наименьший прирост результатов получили в развитии скоростносиловых способностейи силы мышц верхнего плечевого пояса. Результаты данного исследования, а также комплекс предложенных подвижных игр могут быть использованы в практике работы учителей физической культуры, как в начальной, так и в средней школе.