Наталья Капитонова
Деловая игра с педагогами «Двигательная активность в ДОУ»
▼ Скачать
«Двигательная активность в ДОУ».
Цель:
1. Уточнить знания педагогов по физическому воспитанию и развитию двигательной активности в ДОУ.
2. Активизировать мыслительную деятельность педагогов, развить их творческий потенциал.
Публикация «Деловая игра с педагогами „Двигательная активность в ДОУ“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- Деловая игра, интеллектуальные игры для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
3. Познакомить педагогов с инновационными подходами к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ.
3. Систематизировать работу по совершенствованию форм физического развития и укрепления здоровья детей.
Предварительная работа:
1. Проведение тематического контроля: «Организация и эффективность работы по развитию у детей двигательной активности в режиме дня».
2. Оформление для родителей и педагогов консультаций по теме.
3. Проведение цикла мероприятий с воспитателями направленных на уточнение и закрепление знаний педагогов по теме : «Двигательная активность детей в ДОУ»
1). Тематический семинар: «Двигательная активность детей в первой половине дня» (организация и проведение утренней гимнастики, физкультурных минуток в НОД, организация и проведение прогулки).
2). Педагогический практикум : «Двигательная активность детей во второй половине дня» (организация и проведение бодрящей гимнастики после сна, организация самостоятельной двигательной активности, организация и проведение НОД по физической культуре).
3). Педагогический час : «Планирование двигательной активности детей в режиме дня». «Устранение недостатков планирования работы».
«Физкультурный уголок в группе».
4. Подготовка раздаточного материала для воспитателей по теме «Двигательная активность детей в ДОУ».
5. Проведение анкетирования педагогов : «Организация двигательной активности детей»
6. Проведение анкетирования родителей: «Двигательный режим и физическое воспитание Вашего ребенка»
7. Оказание воспитателям помощи в подготовке материала для родительских уголков по физическому развитию детей разных возрастов и развитию двигательной активности.
Материалы и оборудование: Иллюстрации с зимними видами спорта, кроссворд, магнитофон, музыка в записи, подборка загадок, пословиц, поговорок о спорте и ЗОЖ, мультимедийная система /проектор, компьютер/. Раздаточный материал участникам деловой игры : бумага, газета, клей – карандаш, ручки, ладошки из бумаги, памятки для воспитателей.
Ход игры:
Из числа педагогов ДОУ формируется 2 команды.
Воспитателям предлагается выбрать красную или синюю полосы, т. о. формируются две команды участников «Красные» и «Синие».
1. «Представление команд».
Приветствие, девиз команд без специальной подготовки. Приветствуется творчество, фантазия, смекалка команды.
2. «Мозговая атака».
• Назовите основные виды движения. (Ходьба, бег, прыжки, ползание, лазание, бросание, ловля, метание, упражнения на равновесие, строевые упражнения, ритмическая гимнастика.)
• Назовите строевые упражнения. (Построение в колонну по одному, в шеренгу, перестроение в колонны по двое, по трое. Размыкание в колонне, в шеренге. Повороты на право на лево, кругом.)
• Какие вы знаете спортивные упражнения? (Катание на санках, ходьба на лыжах, катание на велосипеде, самокате, плавание.)
• О чем речь? Кратковременные физические упражнения способствуют смене позы и характера деятельности путем двигательной активности. (физкультминутки)
• Назовите виды подвижных игр. (С бегом, с прыжками, с лазанием, ползанием, с метанием, эстафеты, с элементами соревнования, народные игры.
• Важно соблюдать все 5 этапов организации прогулки. Назовите их.
Наблюдение; Трудовая деятельность; Игровая деятельность;
Индивидуальная работа; Самостоятельная деятельность детей.
• Приведите пример подвижных игр с бегом. («Ловишки», «Мышеловка», «Мы веселые ребята», «Бездомный заяц и т. д.)
• Приведите пример подвижных игр с прыжками («Не оставайся на полу», «Удочка», «С кочки на кочку», «Классы».)
• Приведите пример подвижных игр с бросанием и ловлей. («Сбей кеглю», «Попади в обруч», «Охотники и звери».)
• Назовите формы организации двигательной деятельности в ДОУ :
(НОД по физическому развитию детей; Физкультурно - оздоровительная работа в режиме дня: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, физкультминутки, физкультурные паузы, бодрящая гимнастика после дневного сна, закаливающие мероприятия; Физкультурный уголок в группе; Самостоятельная двигательная деятельность детей; Активный отдых : физкультурный досуг, физкультурные праздники, дни здоровья).
• Приведите пример подвижных игр с элементами соревнования. («Кто быстрее?», «Чья команда забросит больше мячей?», «Кто дальше».)
• Приведите пример народных игр. («Гори, гори ясно!», «Краски», «У медведя во бору».)
• Назовите спортивные игры. (Городки, элементы баскетбола, бадминтон, элементы футбола, хоккея.)
• Основное специфическое средство развития физических качеств детей - … (физические упражнения)
• Детский туризм это - … (прогулки и экскурсии)
• О чем идет речь? Одно из средств оздоровления и профилактики болезней. У детей пропадает сонливое состояние, появляется чувство бодрости, наступает эмоциональный подъем, повышается работоспособность на весь день - утренняя гимнастика.
• Это является для ребенка особым радостным событием, сюда входят разнообразные физические упражнения и веселые подвижные игры, включаются движения, предварительно разученные на физкультурном занятии (физкультурный досуг).
• Одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Условия - создание педагогами предметно-развивающей образовательной среды позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально (Самостоятельная деятельность детей).
• Поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Сохранить и укрепить
здоровье детей - главная цель.? (Бодрящей гимнастики после сна).
• Служит удовлетворению потребности дошкольника в движении, имеет определённую наполняемость соответствующую возрасту детей. (Физкультурный уголок).
3. «Информационная»
«Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе ДОУ»
Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из основных целей любого ДОУ. Ежегодно, не зависимо от годовых задач детского сада, коллектив ДОУ уделяет внимание укреплению здоровья и физическому развитию воспитанников и, в соответствии с этим, решает задачи воспита-тельно-образовательной работы.
Сегодня я хочу познакомить вас с инновационными формами физкультурно-оздоровительной работы с детьми от 1,5 до 7 лет.
Оздоровительно-игровой «час».
«Час» двигательного творчества.
Динамический «час»
При внедрении новой формы работы — оздоровительно-игрового «часа», следует учитывать: продолжительность и интенсивность двигательной активности, обогащение содержания и увеличение количества основных движений, индивидуальные особенности в объеме и виде основных движений, ярко выраженная тенденция к по-вышению двигательной активности в весенне-летний период и ее снижению в осенне-зимний период.
Основным приемом организации такого «часа» для малышей является «игровой момент». Оздоровительно-игровой «час» для малышей организуется воспитателем после дневного сна. Его длительность составляет для детей с 1,5 до 2 лет — 8 мин, с 2 до 3 лет — 8—10 мин. Ведущая роль в данной форме работы с детьми, естественно, принадлежит воспитателю. Организация оздоровительно-игрового часа предусматривает творческий подход: воспитатель может использовать игру, музыкальное сопровождение, ввести дополнительные игровые персонажи, использовать художественное слово и др. Но при этом необходимым условием остается учет оптимальной физической нагрузки и эмоциональное состояние малышей.
Другой формой физического развития детей от 3 до 7 лет может быть «час» двигательного творчества, который организуется в физкультурном зале, Дети имеют возможность сами выбрать вид двигательной деятельности, спортивный инвентарь, партнера и т. д., другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство. Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неус-пешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снятию зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу. Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движения: от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослым или сверстниками деятельности в организованном физическом про-странстве. Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя. Поощряется также участие родителей. Все это стимулирует активность детей («мы сами», они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале.
В образовательный процесс может быть введен дополнительный час физкультурной деятельности — динамический «час», который органи-зуется воспитателем на дневной прогулке. Его длительность составляет 18—20 мин в группах младшего и среднего возраста, 25—30 мин в группах старшего дошкольного возраста. Содержание определяется в соответствии с возрастом детей.
Вместо классической организации физкультурной деятельности на воздухе упор сделан на основной вид детской деятельности - игру.
Структура динамического часа состоит из двух частей.
1. Оздоровительная разминка подготавливает организм к физической нагрузке. В игровой форме используются различные виды ходьбы, бега, прыжков, имитационные движения, упражнения для профилактики плоскостопия и осанки.
2. Оздоровительно-развивающая — тренировка определенного вида физических умений и навыков, развитие физических качеств, формирование умения играть вместе в подвижные игры.
Число заданий в первой и второй частях зависит от возраста детей, погодных условий, двигательной активности и умений, места проведения динамического часа и т. д. Для повышения интереса к выполнению заданных упражнений используются образно-игровые сюжеты: «циркачи», «юные следопыты», «индейцы», «оленеводы» и др.
В зависимости от времени года, места проведения, погодных условий и поставленных задач можно рекомендовать несколько вариантов построения динамического часа:
• игровые упражнения, подвижные и спортивные игры;
• игровые упражнения, игры-эстафеты;
• игровые упражнения, хороводные игры.
В наиболее холодные зимние месяцы (январь—февраль) динамический час организуется в спортивном зале при соблюдении температурного режима, в облегченной одежде. Динамический час организуется воспитателем в соответствии с перспективным планом.
Система здоровьесберегающих физкультурно-оздоровительных ме-роприятий, реализуемая ДОУ, и контроль за организацией инновацион-ных форм двигательной активности позволят разнообразить педагогическую деятельность и добиться лучших результатов в освоении основных видов движений. Без увеличения нагрузки детям может быть предложена насыщенная разнообразными возможностями двигательная деятельность, что позволит реализовать главную их потребность — потребность в движении.
4. «Физкультурный калейдоскоп».
Командам предлагается продемонстрировать физкультминутки, пальчиковые упражнения или подвижную игру для всех участников игры.
5.«Кроссворд».
Необходимо разгадать кроссворд, отгадывая загадки о спорте или спортивном инвентаре.
Как только утром я проснусь,
Присяду, встану и нагнусь –
Все упражненья по порядку!
Поможет вырасти (зарядка)
На поле лёд, забор вокруг,
И нарисован в центре круг.
По полю носится народ,
Как будто ищет выход-вход.
Для шайбы здесь — два входа.
И что это? (ворота)
Две курносые спортсменки
В даль бегут, за ними ленты,
Развеваясь на бегу,
Остаются на снегу. (лыжи)
Силачом я стать решил,
К силачу я поспешил:
- Расскажите вот о чем,
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он в ответ:
- Очень просто. Много лет,
Ежедневно, встав с постели,
Поднимаю я. (гантели)
Катаюсь на нем до вечерней поры,
Но ленивый мой конь возит только с горы.
Сам на горку пешком я хожу,
И коня своего за веревку вожу.
(санки)
Есть лужайка в нашей школе,
А на ней козлы и кони.
Кувыркаемся мы тут
Ровно сорок пять минут.
В школе – кони и лужайка!
Что за чудо, угадай-ка (спортзал)
Не похож я на коня.
Хоть седло есть у меня.
Спицы есть. Они, признаться,
Для вязанья не годятся.
Не будильник, не трамвай,
Но звоню я так и знай (велосипед)
Над трибунами висит
Этот очень нужный щит.
Каждый гол покажет он –
Видно счёт со всех сторон. (табло)
Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки.
А несут меня не кони,
А блестящие (коньки)
Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам (гимнастика)
Во дворе есть стадион,
Только очень скользкий он.
Чтобы там как ветер мчаться,
На коньках учись кататься.
(каток)
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
Хоть надут он всегда –
С ним не скучно никогда. (мяч) Нам вчера в спортивном зале
Класс девчонки показали.
Вряд ли кто-то из ребят
Так же сядет на (шпагат)
Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: "шайбу!", "мимо!", "бей!" -
Там идёт игра -. (хоккей).
Маленький, удаленький
Громко кричит,
Судье помогает,
Устали не знает. (свисток).
Я смотрю - у чемпиона
Штанга весом в четверть тонны.
Я хочу таким же стать,
Чтоб сестренку защищать!
Буду я теперь в квартире
Поднимать большие. (гири).
Лопасть есть в руке моей,
По воде гребу я ей.
Для того чтоб наша лодка
По воде скользила ходко.
(весло)
В футбол команды две играли.
Играли, но не проиграли.
«0:0» – таков был матча счёт.
Кто результат мне назовёт?
(ничья)
Кто тот снаряд спортивный крутит,
Тот очень стройным скоро будет.
(обруч)
Здесь купаться и зимой
Сможем запросто с тобой.
Здесь научат нас нырять.
Как то место нам назвать (бассейн)
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это. (баскетбол)
По воротам ты ударь –
Не пропустит мяч. (вратарь)
6.«Живые картинки».
Команды получают иллюстрации зимних видов спорта (хоккей, фигурное катание, баскетбол, биатлон, художественная гимнастика, тяжёлая атлетика, теннис, плавание, волейбол, футбол, парашютный спорт, бокс, велоспорт, лыжный спорт). Команды по очереди средствами пантомимы показывают их, соперники отгадывают.
7.«Раздумье». Аббревиатура (СССР, МДОУ, ФСБ, СНГ, МЧС, ЦРУ, ФЗОЖ, ФГТ, ООП, ФГОС, ЦРБ). Педагогам предлагается расшифровать аббревиатуры в соответствии с физкультурно-оздоовительной тематикой. Например: СССР – самые сильные и смелые ребята, МЧС – мы чемпионы спорта и. тд.
8. «Практическое мастерство»
Роль движений для развития психики и интеллекта чрезвычайно велика. От работающих мышц импульсы постоянно поступают в мозг, стимулируя центральную нервную систему и тем самым способствуя ее развитию. Двигательная активность ребенка не только способствует развитию мышечной силы как таковой, но и увеличивает энергетические резервы организма.
1 команде - необходимо разработать и провести комплекс ОРУ с нестандартным оборудованием, под музыкальное сопровождение (газета). (Музыка в записи).
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления при организации ОД, связанного с длительным сидением в однообразной позе, требующего сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне.
Физкультминутки могут проводиться в форме упражнений общеразвивающего воздействия, подвижной игры, дидактической игры с разными движениями, танцевальных движений и игровых упражнений. Действие может сопровождаться текстом.
2 команде - идея оживших предметов необыкновенно притягательна. Вот и вы сейчас должны показать нам музыкальную физкультминутку «Белые листья» (листы бумаги формата А4). (Музыка в записи).
9. «Страница мудрых мыслей"
Русские пословицы и поговорки о спорте и здоровье.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
И смекалка нужна, и закалка важна.
Играй, не отыгрывайся; лечись, не залечивайся!
Физкультура — лечит, спорт — калечит.
Где здоровье - там и красота
Двигайся больше - проживешь дольше.
Солнце, воздух и вода помогают нам всегда.
Кто встал до дня, тот днем здоров.
Солнце, воздух и вода наши верные друзья.
Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Чистота - залог здоровья.
Если хочешь быть здоров - закаляйся.
Гимнастика удлиняет молодость человека
Смолоду закалишься, на весь век сгодишься.
Цель физической культуры: Быть здоровым и с фигурой
От лежанья да сиденья хвори прибавляются.
Движение это жизнь.
Отдашь спорту время - взамен получишь здоровье
Здоровому все здорово.
Каждый кузнец своего здоровья
Кто пешком ходит тот долго живет
Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь.
Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
Кто спортом занимается, тот силы набирается.
Кто любит спорт, тот здоров и бодр.
Кто крепок телом тот богат и здоровьем и делом
Быстрого и ловкого болезнь не догонит!
10. «Психологическая зарядка».
Большинство из нас уже настолько привыкло к душевному и мышечному напряжению, что воспринимают его как естественное состояние, даже не осознавая, насколько это вредно. Если человек хочет направить свои усилия на сохранение здоровья, то на стрессовый импульс он должен осознанно отвечать релаксацией. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.
Так что же такое релаксация?
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Релаксация является очень полезным методом, поскольку овладеть ею довольно легко — для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть одно непременное условие — мотивация, т. е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя, для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение.
Целью упражнения является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и помогает достичь душевного равновесия. Сегодня я предлагаю Вам одно из подобных упражнений. Ваша задача: удобно устроиться на своём месте,
глаза закрыты, все тело расслаблено, дыхание через нос.
Итак, мы начинаем.
«Водопад» (выполняется под медленную красивую музыку)
Представьте себе, большую зеленую поляну, вокруг много красивых цветов, они так сладко пахнут и этот запах дурманит. Вы босиком идете по мягкому, зеленому ковру из трав. Ярко светит солнце, дует приятный легкий ветерок…. вам тепло, приятно и комфортно. Поднимаете голову…там, высоко-высоко голубое бескрайнее небо и белые птицы…. они парят, легко взмывают ввысь, к самым облакам, свободно…летят, взмахивают большими белыми крыльями, и вы мысленно летите вместе с ними. Ваше внимание привлекает звук падающей воды. Водопад! И вот вы делаете шаг и еще шаг и …. попадаете вод волшебные струи небольшого водопада. Вода чистая тёплая и прозрачная. Хрустальные струйки стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, ласкают руки и ноги. Они стекают и продолжают свой бег дальше. Вам радостно, тепло и приятно. Постойте немного под водопадом – пусть вода омоет ваше лицо, тело и душу, унесёт прочь все невзгоды и неприятности. Все разочарования и усталость уплывают вместе с водой в никуда… Вашу боль, обиды, плохое настроение смыла и унесла вода. Чистая, прозрачная, целебная вода омыла вас и вашу душу. Тело расслабилось, оно наполняется лёгкостью, в голове светлые и радостные мысли. На душе тепло и спокойно, вы улыбаетесь. Вы улыбаетесь, и хорошее настроение заполняет всё внутри вас…. Возьмите это хорошее настроение с собой на весь оставшийся день.
11. «Заключительная»
В заключение нашей встречи, я предлагаю написать на ладошке свой отзыв или отношение к мероприятию (участникам раздаются заготовки ладошек, они записывают и вклеивают их на панно)
з с
а л п т к
р ы о а о
я ж с р в б н к м
д в и г а т е л ь н а я
к о а н з л о к и т ч
а р н к а о и ч о
о т и л с ь к
т е и я
а л п
и е
д
в
б р
с а а
в г с т
ш х и и б к а
п о с г м а е р
а к т и в н о с т ь
г к о р е а б с б
а е к и с с р е о
т й л т у й л
о и ч н
к
а