Антонова Лусик Давитовна
Игра — путь к познанию предметного мира
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с самого рождения ребёнок готов к обучению. Всё, что он чувствует, слышит, видит, откладывается в его памяти. Благодаря познавательному инстинкту он осваивается в незнакомом его мире, приспасабливается к нему. Очень важно не дать угаснуть этому инстинкту, создать условия, которые представят ребёнку возможность максимально проявить познавательные способности. Открывая ребёнку увлекательный мир игры и помня о том, что она должна доставлять ребенку, прежде всего удовольствие, взрослый вводит в неё элементы дидактики, позволяющие развивать детское мышление, восприятие, память. Особенно благотворны в этом отношении игры, в которых ребёнок осваивает различные формы, размеры, цвета и соотношения предметов, изучает свойства материала, растения, животных, числовые отношения.
Публикация «Игра — путь к познанию предметного мира» размещена в разделах
Важно только не перегружать память малыша слишком большим объёмом информации и не вводить несколько новых понятий. От простого к сложному. Постепенно дети привыкают играть самостоятельно. Богатства впечатлений, доступных их пониманию, помогает им придумывать более сложные сюжеты. Как правило, дидактическая игра к средней группе существенно усложняется во всей её структуре: в игровых и обучающих задачах, действиях, правилах. Традиционным началом дидактической игры – является постановка задачи через мотивацию, которую можно рассматривать как специфический способ решения задач.
Например, в игре «Петрушка идёт трудиться» предлагается такая мотивация : «Петрушка запутался в орудиях труда и просит детей помочь» .
Так мотивация определяет «программу» игровых действий. Аналогично, используя различные образы «Петрушка; Незнайка; Медвежонок; Собачка и т. д.».
Детям средней группы становится интересны игры соревновательного характера. Также игра способствует проявлению взаимовыручки, эмоциональной отзывчивости. Дидактическая игра - одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра – это основное занятие ребёнка и непременное условие для его здорового и полноценного развития. Эта деятельность, которая завладевает всем существом маленького человека. С самого раннего возраста игра становится для него способом устанавливать контакт с близкими, средством познания окружающего мира и формой обучения.
Для ознакомления детей с предметным миром условно выделены три группы дидактических игр.
1 – Игры, направленные на получения информации о предметном мире, его свойствах и отношениях.
2 – Игры, направленные на освоение действий разного характера (обследовательские, экспериментальные, моделирующие и алгоритмические) с предметами.
3 – Игры, направленные на развитие стремления к творческому преобразованию предметного мира.
Мне бы хотелось более подробно, остановится на 2-й и 3-й группе игр, так как в этом году мы проводили исследовательскую - экспериментальную деятельность с целью: выявить, насколько дети среднего дошкольного возраста способны овладеть познавательно – исследовательской деятельностью и как опытно- экспериментальная деятельность влияет на интеллектуальное развитие, познавательную активность, мировоззрение и мировидение детей.
Для этих целей была предоставлена специально разработанная литература Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ: Опыты и эксперименты для дошкольников. Творческий Центр (Москва 2010).
Игры второй группы направлены на совершенствование способов взаимодействия с окружающей средой, что обеспечивает становления мировидения ребёнка, развития творчества. Мы проводили игры - эксперименты, игры – опыты (исследования, которые включали экспериментальные, моделирующие действия. В этих играх дети исследуют объекты для выяснения их скрытых связей в системах: «человек - предмет», «природа – человек - предмет». Разработанные Дыбиной О. В. - опыты и эксперименты настолько занимательны и разносторонни, они охватывают всю область человеческой жизни и его окружения: От живой природы (растения и животные, их строение и жизнедеятельность); до не живой природы (изучения воды, воздуха, песка, глины, камней и их свойств); изучения (света, цвета, звука, веса); характерные особенности сезонов (тепло, холодно); изучения (магнита- магнетизма, и наконец, подходим до изучения самого человека (носарий, язычок – помощник) и его рукотворный мир, где ребятишки изучают свойства и качества материалов (стекло, метал, резина, пластмассы). Предлагаемые эксперименты очень кратки, просты и понятны ребёнку, а также тесно связан с обыденностью, с тем, с чем ребёнок сталкивается изо дня в день и у него пробуждается интерес к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. Но собственная активность детей, так или иначе, связана с активностью, идущей от взрослого, затем становится достоянием самого ребёнка, т. к. он воспринимает и применяет как собственные. Игры побуждают детей проводить опыты; выявлять взаимосвязи между предметами и их особенностями, между строением предмета и способом его употребления.
Так, например, в игре- эксперименте «Почему тает снег?» Взрослый вносит в помещение колобки из снега, размещает их в местах с разной температурой (батарея, подоконник, возле двери, на шкафчике). Через некоторое время воспитатель предлагает детям принести колобки. Далее дети выясняют: что произошло с ними и почему некоторых не стало совсем (в тепле снег превратился в воду).
Применяется системный подход. Серию составляют игры: «Нужен ли зимой растениям снег?», «Почему тает снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где снег не тает?», «Где будут первые проталинки?».
Дети очень нравятся эти занятия, они интересны, пробуждают любознательность, а значит, растёт интерес («Что дальше?») Мы стараемся эмоционально настроить игру, что в свою очередь, устанавливает доброжелательную атмосферу, снимает излишнее напряжение в игре. Благодаря таким играм у детей формируется знания и умения сверх той программы воспитания и обучения, по которой работает данное дошкольное учреждение. Дети с радостью делятся своими новыми знаниями с родными и близкими и используют знания в своих играх.
Игры 3-й группы направлены на приобщение детей к преобразованию предметов. По этой теме проводилась кружковая работа дополнительного образования «Цветик-семицветик». Данная программа направлена на развитие творческих способностей детей через организацию дополнительной художественно-продуктивной деятельности: рисования, аппликации и ручного труда из природного и бросового материалов. Данная программа обеспечивает условия для художественно-эстетического развития детей, учит видеть среди многообразия предметов и вещей что-то необыкновенное, интересное, забавное. Все виды деятельности оригинальны и увлекательны как для детей, так и для педагогов.
Игры - преобразовая типа «измени предмет» побуждают детей выступать в роли преобразователей - потребность в творчестве, самовыражении, развивается стремление самостоятельно доводить начатое дело – решение задачи – до конца, моболизируя имеющийся опыт, используя действия разного характера. Сами дети, а особенно их родители были в восторге, когда обычная коробочка превращалась в медвежонка из сказки, или обычная бутылочка становилась великолепной бабочкой с крылышками и усиками. Сами дети радуются, как в их собственных руках обычные предметы превращаются в сказочные персонажи, с которыми можно ещё и поиграть.
В ходе таких игр дети учатся ставить цель, осуществлять элементарное планирование, реализовывать задуманное и получать результат, адекватный поставленной цели. Проявлению самостоятельности, оригинальности, выдумки, фантазии, стремления к прогнозированию и предвосхищению выступают в играх – преобразованиях как основа для развития преобразовательной деятельности.
Опыт работы свидетельствует: использованная нами система дидактических игр имеет несомненную педагогическую ценность.