Инна Вэнго
Игра «Поле чудес». «Обычаи и обряды народов Севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели и задачи:
- содействовать развитию у детей интереса к родному краю;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- развивать интеллект, творческое мышление и смекалку;
- развивать находчивость, сообразительность;
- создать праздничную атмосферу.
Ход игры
Воспитатель: Здравствуйте ребята! Мы рады приветствовать вас на игре «Поле Чудес», тема которой «Обычаи и обряды народов Севера», все, что связанно с этим - это природа нашего ямальского края, легенды и обычаи коренных жителей Ямала. На рубеже нового тысячелетия перед нами стоят поистине великие задачи: сберечь уникальную природу Ямала, сохранить самобытную культуру коренных народов Севера. А культура наша очень богата и разнообразна. Время выбрало нас с вами. Мы должны сохранить свою многовековую культуру, сберечь неповторимую красоту Ямальской тундры.
Публикация «Игра „Поле чудес“, „Обычаи и обряды народов Севера“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры народов севера
- Народы севера
- Поле чудес. Сценарии мероприятий форме игры
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» февраль 2015
1 ведущий. Полуостров Ямал – это часть суши, окруженная с трёх сторон льдом и водой; на востоке это пресные воды Обской губы, на западе – солёные воды Карского моря, на севере и северо-западе – их “смесь”. Немногочисленные племена коренных народностей кочевали по необъятным просторам Ямала. Нелёгкой была их судьба. Суровый климат, зависимость от природных условий, болезни – всё это сформировало культуру и обычаи народов Севера.
Обряд – это периодические коллективные действия, в которых символически воплощены общественные ценности и нормы. Все кто участвуют в обряде, переживают сходные чувства и эмоции. Сегодня распространены такие обряды, как свадьба, похороны, богослужения и т. д. Ряд обрядов, объединенных общей верой в богов, духов и сверхъестественные силы, составляют культ. Исполнение культа называется ритуалом.
Известные людям духи изображались в идолах, считалось, что дух вселяется в идола, и тогда с ним можно проводить обряд или приносить ему жертву. Жертву приносят духам, чтобы их задобрить. В целом, обряд и жертва рассматривались как договор с духом, как задаток либо как благодарность за помощь. Жертву может приносить как один человек, так и весь поселок. Личные жертвоприношения совершаются в любое время при болезни, неудачи в охоте, по прибытии на место охоты. Жертвы приносят и тогда, когда идут мимо святого места их приносят домашним и личным духам-покровителям, предметам неживой природы. Можно обращаться и к высшим духам, но коллективный обряд действует на них сильнее, чем личный.
2 ведущий. В последние годы национальная культура народа и древние традиции вытесняются современными, однако в сельской местности и у ненцев-оленеводов еще сохраняются национальные традиции, праздники, погребальные обряды и культ духов-хранителей.
Кроме сядэев существовала категория домашних (семейных) духов-покровителей хэхэ. Это были деревянные фигурки или небольшие камни, которые хранились в специальном сундучке, перевозимом во время кочевий на отдельной священной нарте. Во время стоянок сундучок хранился в чуме, на почётном месте – у стены, противоположной входу. За помощь во всех земных делах домашним покровителям шили в подарок новую одежду, кормили оленьей кровью.
Домашние духи передавались в наследство по мужской линии, за исключением мядпухуця «старухи чума» – покровительницы женщин, деторождения и материнства, которая ассоциировалась с матерью-землей. Изображение «старухи чума» состояло из комплекта миниатюрной одежды.
О Севере М. Пляцковский
Мы, друзья, живём на севере,
Много знаем мы о нём!
На далёком белом Севере
Даже ночь бывает днём.
Север – это круг полярный.
И Полярная звезда.
Север – это самый крайний
Полуостров изо льда!
Воспитатель: Для того чтобы определить первых трёх участников игры, мы проведём викторину. Кто даст правильный ответ, тот становится участником игры.
Вопросы:
1. Сколько месяцев длится северная зима? (Северная зима длится больше девяти месяцев.)
2. Назовите самое красивое природное явление на севере.
(Северное сияние.)
3. Незаменимая вещь в быту ненцев, позволяющая вести кочевой образ жизни. (Нарты.)
Воспитатель. Но прежде, чем приступить к игре мы познакомимся с ее правилами. Так как наша игра проходит в Ныде, а не в Москве, то и правила у нее будут «ныдинские» :
Давайте вспомним правила игр.
Задание для первой тройки игроков (слайд 6)
Вопрос: Что приносили коренные жители, чтобы задобрить духов и отвести болезни? (Жертвоприношение)
1 ведущий. Жертвоприношение проводилось на открытом и возвышенном месте. Оленя душили и в последний момент перед издыханием закалывали ножом в сердце. Мясо жертвенного оленя съедали сырым, а голову надевали на шест мордой на восток, и все несколько раз кланялись в этом же направлении.
Посвящали Нуму и живых оленей. Это был тоже олень белой масти, никогда прежде не ходивший в упряжке. На его боку вырезали тамгу Нума – три полуокружности, с отходящими из центра вниз тремя полосками. После этого посвященного оленя нигде не использовали и даже избегали прикасаться к нему, хотя он и оставался в стаде. (Слайд 9)
«Литературная пауза»
В северном сердце. Нина Березан
В снегах Ямала вой метелей
И в снежных шапках все дома,
Зелёный взгляд мохнатых елей
И девять месяцев зима.
Там вечный снег! Там минус сорок!
И ветром давишься подчас.
Но этот край мне очень дорог –
В моём он сердце и сейчас.
Отгадывание загадок (выбор второй тройки)
Раститетельный и животный мир.
- Один упадет, другой вырастет. (Рог оленя).
- Черные мужчины на четырех нартах по четверо уселись. (Копыта оленя).
- Никакой богатырь бросить не может. (Шерсть оленя).
Задание для второй тройки игроков
Вопрос: Какое дерево ненцы почитают священным или «светлым»? (Лиственницу.)
1 ведущий. В качестве священного или «светлого» дерева ненцы почитали лиственницу. Дерево увешивали подношениями – лоскутами ткани, шкурами зверей, рогами жертвенных оленей. До недавнего времени священная лиственница была около посёлка Сюней-сале на юго-востоке Ямала. В более северных районах округа, где она не растёт, используют сухую лиственницу, привезённую с южных кочевий. Её устанавливают на священных местах, а рядом располагают деревянных идолов – сядэй, кладут рога жертвенных оленей.
«Литературная пауза» чтение стиха
"Язык ненцев" Леонид Лапцуй
Загадки (выбор третей тройки)
Жилище и предметы домашнего обихода.
- В чум входящего бьет, на улицу уходящего бьет. (Дверь чума).
- Китовые ребра блестят теплым блеском. (Шесты чума).
- Где сидел, там черно. (Дно котла).
- Маленькая лошадушка тащит воз сена. (Чайник).
- Четыре девушки одним платком покрыты. (Стол).
- Ног нет, рук нет, а в рубашке (Подушка).
Задание для третьей тройки игроков
Вопрос: У ханты, это животное считается священным. В мифологии этого лесного народа этот зверь предстает как маленький «братец» человека. Назовите этого животного. (Медведь)
1 Ведущий. В научной литературе собраны данные о множестве обрядов, связанных с медведем. Остановимся на одном из них.
Медвежью вечёрку – поминки - ханты обязательно справляли раньше над каждым убитым медведем. Эти обряды и сейчас проводятся оленеводами, но только в том случае, если «братец» не оказался «нечистым», то есть виновником гибели человека. Бесспорным доказательством виновности считается присутствие в желудке зверя клубка человеческих волос. Мясо нечистого медведя обыкновенно сжигается.
Тотчас после того, как медведя убьют, его везут в селенье, прихватив тушу, останавливаются с правой стороны дома и три раза громко кричат в сторону Высокого Неба и густой тайги. На этот крик все без исключения идут к убитому медведю, отвешивают ему земной поклон и целуют в морду, приговаривая: «Царь леса. Здравствуй!». После этого обязательно обмывают своё лицо водой. Сделавший это, может считать себя получившим медвежье прощение.
2 ведущий. Привезенного медведя кладут на невысокие нары в том доме, где предполагается вечёрка. На шею ему повязывают шарф, а на голову надевают шапку. Если убита медведица, то ее голову украшают платком. Перед медведем в маленьких берестяных плошках ставят сушеную рыбу, жирную варку, орехи, хлеб.
Затем собравшиеся начинают петь и рассказывать разные истории. Пение сопровождается богатой мимикой и жестикуляцией. После того, как будет спето положенное число песен, каждый из присутствующих пытается узнать, каким у него в этом году будет промысел. Для этого поднимают медвежью голову. Кто поднимет ее легко, у того и промысел будет хорошим, а кто с трудом – у того плохим. Затем убитого медведя делят на части, варят и едят, и заканчивается вечёрка.
На медвежью вечёрку многие из собравшихся надевают особые, сшитые именно на тот случай сюртуки из хорошего сукна со светлыми медными пуговицами.
На медвежьей вечёрке по большей части звучат песни и сказы сатирико-юмористического содержания.
Игра со зрителями
Вопрос: Какой древесный гриб используется в традиционной медицине и культовых обрядах ненцев? (Чага.)
Финальная игра
Ведущий: Назовите верховное божество ненцев? (ненец. - Нум)
…Религия ненцев состоит в поклонении высшему божеству, носящему название «Нум»). Это божество живет на небесах в семи чумах. Нум имеет шестерых детей, сам-седьмой. Кроме него, имеется ещё множество богов и местных-покровителей. Могучий Нгэрм (Север) живет где-то посреди моря. Временами он дует страшными леденящими ветрами, гонит перед собой большой мороз. Духов много в небе, в воздухе, в воде. Все они недоступны для соприкосновения с живыми людьми.
Рефлексия:
1. Ребята, давайте вспомним тему нашей игры
2. Что нового и полезного для себя узнали?
3. Какое задание, на ваш взгляд, было самым интересным?
4. Что нового вы хотели бы увидеть в следующем мероприятии
Воспитатель: Итак, дорогие ребята! Наша игра закончилась. Надеюсь, что сегодняшний разговор не прошел даром.
Все Мы - дети одной Земли. Когда-то вместе поклонялись языческим богам, с трепетным восторгом и благоговением относились к деревьям, черпая вдохновение из одного общего источника - природы. И до сегодняшнего дня незримые нити объединяют наши такие разные культуры. Они, как ветви одного огромного дерева, питающегося соками общей для всех нас земли, роднят и сближают нас.