Наталья Лаврова
Игра «Подросток и закон»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение правовой культуры воспитанников, эффективности профилактики и предупреждения преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, развитие навыков работы в команде.
Задачи:
• закреплять правовые знания у подростков;
• оказать помощь в осмыслении практического применения действующих законов;
• формировать правовую культуру;
• формировать навыки безопасного поведения в обществе;
• оказывать помощь несовершеннолетним в совершенствовании организаторских навыков, умении общаться, отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Публикация «Игра „Подросток и закон“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
Оборудование: презентация; карточки с вопросами теста; таблички с надписями «Уголовная ответственность» и «Административная ответственность»; таблица с описанием преступлений (правонарушений); карточки с четверостишиями и карточки с комментариями к ним; кроссворд.
Ход занятия
Педагог. Добрый день, дорогие друзья. Каждый человек с рождения и в течение жизни приобретает много прав, которые он должен знать и уметь ими пользоваться. Но вместе с правами у человека есть определенные обязанности и ответственность за их выполнение, неисполнение которых может привести к неприятным последствиям, а порой и к уголовной ответственности.
Педагог. Сегодня мы постараемся вспомнить, закрепить знания, а может кто-то и приобретет знания о своих правах и обязанностях, и выясним, как вы разбираетесь в законах, по которым мы живем. А поможет нам в этом игра «Подросток и закон». В игре будут участвовать самые грамотные и законопослушные участники. Давайте поприветствует наши команды.
Педагог. В нашей игре участвует команда «Знатоки» и команда «Защитники», а кто из них лучше разбирается в законах, нам помогут многоуважаемое жюри, разрешите представить их. (Представление жюри).
Педагог. Итак, начнем игру и первый конкурс «Разминка».
Конкурс 1 «Разминка». Задание: Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, на который вам необходимо ответить одним словом. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
1. Что такое право? (Норма, правило).
2. Что является основным законом нашего государства? (Конституция).
3. Защитник на суде? (Адвокат)
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет).
5. Обвинитель на суде? (Прокурор)
6. Как называется открытое хищение имущества? (Грабёж).
7. Как называется нападение с целью овладения имуществом? (Разбой).
8. Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление).
9. Обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения. (Алиби).
10. Мера пресечения, состоящая в заключении под стражу обвиняемого. (Арест).
11. Незаконное перемещение через государственную границу товаров, ценностей и иных предметов. (Контрабанда).
12. Основной документ в нашей стране, удостоверяющий личность гражданина. (Паспорт).
13. Гражданин, которому преступлением причинен моральный, физический или имущественный вред. (Потерпевший).
14. Преступление, заключающееся в умышленном или неосторожном лишении жизни другого человека. (Убийство).
15. Денежное взыскание, мера материального воздействия, применяемая в случаях и порядке, установленных законом или договором (Штраф).
После каждого конкурса пока жюри подводит итоги, педагог предлагала участникам игры шуточные вопросы:
1. Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в 16 веке? (Дуэль).
2. Информация, распространяемая старушками? (Слухи).
3. Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина).
4. Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол).
5. Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк).
6. Героя какой сказки посадили в самом начале? (Репка).
7. Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов).
8. Поп-группа российской эстрады с криминальным названием? («Отпетые мошенники»).
9. Кто пользуется правом свободного перемещения на нетрадиционном летательном аппарате? (Баба Яга).
10. Кто нарушил право на свободу и держал Кая в плену? (Снежная Королева.).
Педагог. Наши команды размялись, и мы переходим к следующему конкурсу «Права человека».
Конкурс 2 «Права человека». Задание: У вас на столах лежат тесты, на вопросы которых нужно ответить, выбрав вариант ответа из предложенных. Время для обдумывания – 2 минуты. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
- Дети имеют равные права при условии: а) если они родились в одной стране; б) если они родились в законном браке; в) равного социального положения; г) независимо от различных обстоятельств *; д) равного имущественного положения.
- Ребенком, согласно Закону о правах ребенка считается человек: а) с момента рождения до 18 лет *; б) с момента рождения до 14 лет; в) с момента рождения до 16 лет.
- Во дворе школы произошла драка. Максим под давлением своих друзей намеренно обидел Игоря. Вследствие этого Игорь кинулся в драку с друзьями Максима. Сам Максим участия в драке не принимал. Однако инспектор по делам несовершеннолетних привлек его к ответу. В качестве кого? : а) организатора; б) соучастника; в) подстрекателя*.
- Уголовная ответственность отягощается в связи с состоянием опьянения. Что считается состоянием опьянения? : а) употребление алкоголя*; б) наркотических средств*; в) употребление других одурманивающих веществ*.
- С какого возраста ребенок имеет право на самостоятельный труд: а) с 18 лет; б) с 16 лет *; в) после окончания учебного заведения, дающего профессиональную подготовку.
- Жестоко, грубо, оскорбительно с ребенком имеют право обращаться: а) родители; б) родственники; в) никто*; г) сверстники.
- За нарушение детьми до 14 лет законодательства несут ответственность: а) сами дети; б) родители или лица, их заменяющие (опекуны или приемные родители)*; в) только родители.
- Ребенок имеет право на свободное выражение собственного мнения: а) безоговорочно*; б) не имеет; в) если это не наносит вреда другим людям.
Педагог. А сейчас настало время провести конкурс капитанов «Знаете ли вы закон».
Конкурс 3 Конкурс капитанов «Знаете ли вы закон?». Задание: Я буду называть различные ситуации, вы должны определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички с ответами «уголовная ответственность» или «административная ответственность». За каждый верный ответ команда получает 1 балл.
1. Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы (административная).
2. Ученик разбил стекло (административная).
3. Пассажир автобуса не оплатил проезд (административная).
4. Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему (административная).
5. Гражданин сознательно купил ворованную вещь (уголовная).
6. Браконьер выловил 3 осетров (уголовная).
7. Водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу» (административная).
8. Учащиеся угнали автомашину и разбили ее (уголовная).
Педагог. Переходим к четвертому конкурсу нашей игры. Вам необходимо будет квалифицировать преступление (правонарушение).
Конкурс 4 «Квалифицируйте преступление». Задание: перед вами лежат таблицы, в первом столбце которых перечислены различные преступления и правонарушения. Команды должны заполнить второй столбик, то есть дать юридические названия данным деяниям. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно квалифицированное преступление команда получает 1 балл.
1. Коля заставил малыша дать 10 рублей. (Вымогательство).
2. Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете. (Кража).
3. Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться». (Угон).
4. Витя отобрал у Кости CD-плейер. (Грабеж).
5. Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения. (Хулиганство).
6. Иван исписал стены дома надписями «Спартак – чемпион!» (Вандализм).
7. Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала ее на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания. (Оскорбление).
8. Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма).
Педагог. На следствии многие правонарушители, выгораживая себя, начинают придумывать то, чего не было, рассказывать сказочные истории про себя. Мы с вами тоже любим сказки. Давайте вспомним некоторые из них.
Конкурс 5 «Сказочный юрист». Задание: Вам необходимо по описанию сюжета сказки вспомнить название сказки. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Итак, начинаем.
1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц, и лишь благодаря своеобразному вмешательству общественности всё кончается благополучно? («Красная Шапочка»).
2. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»).
3. В этой сказке речь идёт об искателе приключений, который без хорошей физической подготовки отправился в путешествие с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»).
4. В этой сказке речь идет о трех братьях близнецах, которые подверглись нападению злого серого разбойника. Мужество и смекалка старшего брата помогли сохранить жизнь и здоровье близнецов. («Три поросенка»).
5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью. («Курочка Ряба»).
6. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд; причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и работнике его Балде»).
Педагог. «И смех, и грех, но как-то страшновато». В этом конкурсе «Правоведы» мы предлагаем вам шуточные четверостишия, в которых описаны правонарушения и последующие за них наказания.
Конкурс 6 «Правоведы». Каждой команде предлагается по 3 четверостишия, за правильный ответ команда получает 1 балл.
Задание для команд:
1. Маленький мальчик в большом магазине
Матом ругался, катался в корзине,
Бабуси и деды вздыхали не зря!
Милиция вмиг усмирит дикаря (Мелкое хулиганство).
2. Стать режиссером мальчишка решил.
Он видеокамеру ловко стащил.
И пусть на суде мальчик станет реветь,
Судья ведь не мама – не будет жалеть (Кража).
3. Маленький мальчик звонил по «ноль-два»,
Про бомбу в школе поведал сперва.
Милиция быстро нашла пацана!
Штраф двести тысяч – вот шутки цена (Заведомо ложное сообщение).
4. Мальчик любил позабавить прохожих,
Им он кричал: «Ну и страшная рожа!»,
Вот только забыл про одно сорванец-
Штраф выплатят точно мать иль отец (Мелкое хулиганство).
5. В спасателя маленький Вася играл,
Он людям карманы от денег спасал.
Но за руку быстро мальчишку схватили,
В милицию сдали и дело «пришили» (Кража).
6. Подарили Женечке фотоаппарат,
Стать папарацци он будет очень рад.
Но творческих порывов не оценил сосед,
За шантаж мальчишке дали пару лет (Вымогательство).
Педагог. Наша игра подходит к завершению, и последний конкурс 7 называется «Отгадай кроссворд». Вам предстоит отгадать кроссворд. Кроссворд состоит из восьми вопросов. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Команде, которая первой решит кроссворд, присуждается еще 2 балла.
Педагог. Вот и подошли к концу наши испытания. Просим наше многоуважаемое жюри подвести итоги игры и готово объявить победителя. Вам слово (жюри объявляет победителя, награждает грамотами).
Подведение итогов. Награждение грамотами.
Педагог. Подводя итоги нашей игры хочу процитировать слова французского философа ХVIII Вольтера: «Только слабые совершают преступления: Сильному и счастливому они ни к чему…». Спасибо за игру.