Ольга Помаз, Светлана Кузьмина
Игра как ведущий метод обучения иностранному языку дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В последние время изменился возраст, изучающих английский. Если до сих пор методика ориентировалась прежде всего на школьников, то теперь родители стремятся как можно раньше начать обучение детей иностранному языку. Тем более, что дошкольный возраст признан психологами наиболее благоприятным периодом для этого вида деятельности.
Публикация «Игра как ведущий метод обучения иностранному языку дошкольников» размещена в разделах
Обучение малышей – это очень непростое дело, которое требует совсем иного методического подхода, чем обучение школьников и взрослых.
Обучение строится на устной основе. Для того, чтобы формируемые речевые навыки были достаточно прочными, необходимо многократное повторение материала. Это обеспечивается за счет упражнений, предполагающих повторение звуков, слов, словосочетаний за счет использования песен и рифмовок. Прочность навыков обеспечивается благодаря постоянному использованию изобразительной наглядности и игрушек для создания речевой ситуации. Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
Обучающие игры, по мнению И. Л. Шолпо, подразделяются на ситуативные, соревновательные, ритмо-музыкальные и художественные.
К ситуативным относятся ролевые игры, которые моделируют ситуации общения по тому или иному поводу. Например, «Знакомство».Они, в свою очередь, делятся на игры репродуктивного характера, когда дети воспроизводят типовой, стандартный диалог, применяя его к той или иной ситуации и импровизационные игры, требующие применения и видоизменения различных моделей. Естественно, может (и должен) возникнуть промежуточный момент, когда в репродуктивную игру вносится элемент импровизации.
К соревновательным относятся большинство игр, способствующих усвоению лексики и грамоты. В них побеждает тот, кто лучше владеет языковым материалом. Это всевозможные кроссворды, ''аукционы'', настольно-печатные игры с лингвистическими заданиями, выполнение команд и т. п.
Ритмомузыкальные игры – это всякого рода традиционные игры типа хороводов, песен и танцев с выбором партнеров, которые способствуют не столько овладению коммуникативными умениями, сколько совершенствованию фонетической и ритмомелодической сторон речи и погружению в дух языка, например: ''Nuts and May''.
Художественные, или творческие, игры – это вид деятельности, стоящий на границе игры и художественного творчества, путь к которому лежит для ребенка через игру. Их, в свою очередь, можно разделить на драматизации (постановку маленьких сценок на английском языке); изобразительные игры, такие как графический диктант, аппликация и т. п. ; и словесно-творческие (подбор рифмы, коллективное сочинение подписей к комиксу, коллективное сочинение маленьких сказок).
На границе ситуативных импровизационных игр и творческих драматизаций находится такой вид деятельности, как импровизация на тему известной сказки, уже проигранной в устоявшемся виде. Например, игра в ''Репку'' или ''Теремок'', в которых, в зависимости от количества играющих и усвоения новой лексики, появляются новые персонажи и реплики.
Хотелось бы привести сценарии некоторых самых популярных и эффективных игр, используемых на занятиях.
Рекомендации к проведению игры.
• Прежде чем начать игру, объясните детям ее цель.
• Игры проходят успешнее, если вы сами участвуете в них и контролируете ход игры.
• Все дети в классе обычно хотят принять участие в игре. Если у вас нет времени для того, чтобы все дети поучаствовали в игре, позаботьтесь о том, чтобы те, кто не участвовал в игре на этом занятии, обязательно попал бы в игру на следующем занятии.
Игра «Кто живет в домике»
• Цель: ввод и отработка лексики по теме «животные», познакомить детей с «голосами» животных на английском языке, предлог – in «в».
• Приготовить картинки с изображением животных или игрушки, приготовить картинку - домик.
• Внимательно рассмотреть картинки и попытаться вместе с детьми отгадать, какие животные живут в домике.
• Внимательно послушать, как разговаривают по-английски другие животные.
• Chicken(цыпленок) – cheep – cheep.
• Donckey(ослик) – ee-aw, ee – aw.
• Mouse(мышка) – pitter – patter.
• Horse(лошадка) – neigh – neigh.
• Cock(петух) – cock – a – doodle – doo.
• Hen(курица) – cluck – cluck.
• Cow(корова) – moo – moo.
• Snake(змея) – slither – slither.
• Frog(лягушка) – croak – croak.
• Lion(лев) – roar – roar.
• Sheep(овечка) – baa – baa.
Игра на запоминание «Что пропало?»
• Отработка темы «животные»
• Для этой игры необходимо использовать маленькие игрушки по данной теме, названия которых уже известны детям.
• Положить игрушки на стол.
• Попросить учащихся назвать их.
• Попросить детей закрыть глаза.
• Убираем со стола одну игрушку.
• Просим детей открыть глаза.
• Учащиеся должны сказать, какая игрушка исчезла.
Игрушки можно заменить карточками с картинками.
Лексическая тема может быть любой.
Игра «Пожалуйста, покажи мне»
Заключается она в том, что дети по просьбе ведущего показывают на картинках животных, игрушки и другие знакомые им предметы. Изготовить материалы для игры можно самостоятельно или приобрести в книжных магазинах (карточки или игрушки разной тематики).
Учитель просит: «Please show me a cow!» – Покажи мне корову. Тот ребенок у кого есть эта карточка показывает ее всем.
Please show me a doll! – Покажи мне куклу и т. д.
Игру можно немного видоизменить, ведущий просит не показать, а дать тот или иной предмет.
Please give me that green ball! – Пожалуйста, дай мне тот зеленый мяч!
Please give me a pen! – Пожалуйста, дай мне тарелку!
Подобные фразы мы постоянно произносим в жизни, например:
Please give me a cup of tea! – Дай мне чашку чая.
Игра «Так или не так?»
Это очень легкая игра, в которую с удовольствием играют дети. В ней можно использовать рисунки предметов из любой темы (овощи, транспорт, посуда и т. п). Ведущий показывает рисунок и спрашивает, например:
Is this a potato?»– Это картошка?
Если на рисунке изображена картошка, ребенок должен ответить:
Yes, it is!– Это так!
Если же на рисунке изображено что-то другое, ребенок должен ответить:
No, it is not!– Нет, это не так!
Лексические игры подобного рода могут использоваться на раннем этапе обучения словарному составу английского языка в дошкольных детских учреждениях. Они могут способствовать быстрому и эффективному запоминанию лексики изучаемого языка и дальнейшему использованию данной лексики в иноязычной коммуникации.