Юлия Хлиманенко
Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Для ребенка игра - это та же деятельность, как для взрослого. Играя, ребенок осваивает норму отношений между людьми и учится жить в обществе. Коллективный опыт детей учит их самостоятельности, активности, помогает проявлять инициативу, а также выявляет организаторские способности. В игре у детей выражаются индивидуальные типологические особенности. Известно, что дети развиваются разными темпами и проходят через различные индивидуальные ступени. Игровая деятельность позволяет учитывать эти особенности онтогенеза.
Публикация «Игра как стимулирующее средство при формировании словообразовательных навыков» размещена в разделах
Однако, игра не занимает много времени у ребенка. В среднем он играет 3-4 часа в день. Поэтому ведущим можно назвать ту деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психики ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.
Н. Я. Михайленко выделяет определенную очередность развития игр, соотносимую с возникновением у детей более совершенных способов их построений; на третьем году жизни - игровая деятельность.
Для ребенка игра - это действительность, так как она ему более понятна. В игре ребенок фантазирует, придумывает для себя свой мир. В игре у ребенка формируются такие качества, как доброжелательность, решительность, смелость. В силу того что большинство игр носит коллективный характер, это способствует формированию у детей навыков общения, стимулирует потребность ребенка говорить правильно, чтобы его понимали другие дети.
У большинства детей с недоразвитием речи игровая деятельность не продолжительна. Так как в общении с другими детьми происходит недопонимание, ребенок начинает нервничать, проявлять негатив по отношению к окружающим. Поэтому необходимо у таких детей сформировать игровую деятельность. Дидактическая игра – это деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развить умственные способности.
Данные игры состоят из нескольких компонентов: содержание, игровые действия, правила, дидактические задачи. В. И. Селеверстов разделяет их на классы в зависимости от коррекционных задач:
1) игры для правильного звукопроизношения;
2) игры для развития грамматического строя речи;
3) игры для развития связной речи.
Эти игры можно разделить на три вида:
- игры с предметами (игрушками, природным материалом);
- настольно-печатные;
- словесные игры.
Сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки занимают особое место среди игр с предметами.
К настольно-печатным относятся: лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, складные кубики и т. д. В старшем дошкольном возрасте в основном преобладают словесные игры, так как они осуществляются в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность.
Благодаря дидактической игре процесс обучения проходит в доступной и интересной для дошкольника игровой форме. На развитие речи влияют дидактические игры, которые пополняют и активизируют словарный запас, формируют правильное звукопроизношение, навыки словообразования и словоизменения, развивают связную речь. Вследствие игровой деятельности дети преодолевают речевые трудности.
При использовании дидактических игр с наглядным материалом логопедическая коррекционная работа становится более эффективной. На коррекционных занятиях целесообразно использовать подвижные игры, которые активируют деятельность ребенка, повышают работоспособность.
В дидактических играх развивается сообразительность, восприятие цвета, формы, величины.
С точки зрения нейропсихологического анализа поведения и личности ребенка вхождения в игру, принятия им и выбор игры, интереса в игровой ситуации, эмоционального отношения к игре и педагогу дают возможность исследовать непроизвольный уровень практически всех высших психических функций. На основе представлений о психических процессах и их мозговых основах можно наметить нейропсихологическое обследование, если окажется необходимым уточнить механизмы и структуру нарушения. Нейропсихологическая коррекция является дополнением к основной коррекционной программе и реализуется не вместо неё, а вместе с ней.
Малые формы фольклора также являются продуктивным средством формирования речи у дошкольников. Их можно применять на логопедических занятиях с целью решения многих задач: для активизации и расширения словарного запаса, коррекции звукопроизношения, развития фонематического восприятия, а также для формирования навыков словообразования у детей с проблемами речевого развития. Одним из представлений данного жанра являются загадки. Применение загадок в обучение детей во все времена приветствовалось филологами, педагогами, психологами. Загадки обогащают словарный запас ребенка, формируют представления о переносных значениях слова. Они помогают усвоить фонетико-фонематический и лексико-грамматический строй речи, развить фантазию, словесно-логическое мышление, познать окружающий мир. Отгадывая загадки и обосновывая свой ответ, ребенок учится правильно выражать свои мысли. Загадками можно начинать занятия, т. к. они помогают сосредоточиться, а можно использовать во время активной деятельности. Это стимулирует потребность в разговоре.
У детей с нарушением речи зачастую слабо развито музыкально - ритмическое чувство, интонационная, ритмическая, мелодическая сторона речи, двигательная, сфера. У многих детей нарушено слуховое восприятие и эмоционально-волевая сфера. Использование методов музыкотерапии оказывает большую помощь в коррекционно-развивающий работе. Введя в структуру занятий музыкальные паузы, можно значительно разнообразить учебный процесс, сделать его более эффективным и продуктивным.
В настоящее время также актуально на коррекционно-развивающих занятиях применять информационно-коммуникативные технологии. Их применение повышает интерес и мотивацию детей на занятиях. Сегодня существует огромное количество компьютерных игр, которые развивают ребенка. Эти игры дают возможность учителю-логопеду применять их как на очных, так и дистанционных занятиях. Однако, они не должны заменять живого общения педагога с детьми.
Для развития высших психических функций, в частности памяти, целесообразно использовать игры с применением мнемотехнических средств. Существуют такие мнемотехнические приемы, как: ассоциации, группировка, классификации, опорные пункты, аналогии, достраивание материала, схематизация, структурирование, систематизация, мнемический план.
В заключение можно сделать вывод, что применение в коррекционно-развивающих занятиях игровых приемов стимулирует речь ребенка, делает процесс образования и формирования ребенка более продуктивным.