Тазаян Арменуи Анна
Игра, как средство развития представлений о геометрических фигурах
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других - иные.
В разных сборниках указано множество дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет.
Дидактические игры:
1) Классические математические
2) Развивающие
3) Логико – математические
4) Обучающие.
Публикация «Игра, как средство развития представлений о геометрических фигурах» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Для воспитания и обучения дошкольников элементарным математическим представлениям существуют математические игры. Эти игры не требуют от взрослых и детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические и математические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.
Логико-математические игры позволяют развивать мыслительные процессы, память. Они способствуют развитию таких операций как классификация, группировка предметов по их свойствам, абстрагирование свойств от предмета и т. д.
Обучающие игры - игры активизируют скрытые интеллектуальные возможности детей, развивают их. Эти игры предназначены для формирования определенных логических структур или для подготовки к усвоению определенной математической идеи. Можно заметить, что некоторые наиболее сложные из задач, решаемых детьми, в процессе игровой деятельности, заставляют порой задуматься и взрослых. Большая вариативность условий, правил, задач, решаемых в процессе игровой деятельности, - явно выступающая особенность обучающих игр, поэтому они должны сочетаться с другими методами обучения, оставаясь при этом ведущим методом.
Развивающая игра, которая является активной и осмысленной для ребенка деятельностью (он добровольно и охотно включается в игру). Новый опыт, приобретенный в игре, становится его личным достоянием. Развивающие игры учат действовать «в уме», развивают воображение, творческие возможности, формируют такие качества как самоконтроль, организованность, дисциплинированность.
Развивающие игры - игры нового типа, моделирующие сам творческий процесс, создающий свой микроклимат, помогающий развитию интеллекта. В развивающих играх удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным принципом деятельности. Эти игры могут дать толчок для развития творческих способностей с самого раннего возраста. Задания развивающих игр создают условия, которые опережают развитие способностей.
А. И. Сорокина разработала иную классификацию дидактических игр.
Дидактические игры:
1) Игры – путешествия
2) Игры –поручения
3) Игры- предположения
4) Игры-загадки
5) Игры-беседы (игры-диалоги)
Игры-путешествия. Это целевое движение куда-то, зачем-то. Это может быть и путешествие в намеченное место, преодоление пространства и времени, совершение практических действий. Но может быть и путешествие «не сходя с места» - путешествие мысли, воображения.
Эти игры имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое - через загадочное, трудное - через преодолимое, необходимое - через интересное. Се это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха.
Роль педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесными поручениями.
Игры-предложения «Что было бы?» или «Что бы я сделал …», «Кем бы хотел быть и почему?». Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установление причинных связей. Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.
Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения.
В настоящее время загадка, загадывание и отгадывание рассматриваются как вид обучающей игры.
Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Детям старшего возраста нравятся игры-загадки. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться доставляет им радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.
Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру.
Детям нужно сделать открытие или в результате чего-то узнать новое, а это в то же время активизирует эмоционально-мыслительные процессы. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы педагога, детей, воспитывает быть сосредоточенным, дополнять сказанное, высказывать суждения.
Развивающие игры :
1) Восприятие
2) Речь и
3) Внимание
4) Память
5) Мышление
6) Цвета формы
7) Качеств и величины.
Игры, развивающие восприятие цвета. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить разнообразие цветовых тонов, сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Задачи этих игр отличаются от задач изобразительной деятельности, где различение, сравнение цветовых тонов выполняет вспомогательную роль и не осознается ребенком. Очень важно, чтобы различение цветовых тонов было значимо для самого ребенка. Поэтому знакомство с цветом следует связывать с активными действиями детей и с привлекательными для них предметами (полоски цветной бумаги, цветные коробочки, игрушки, окрашенные в чистые тона, разноцветные карандаши, флажки и т. д.).
Игры, развивающие восприятие формы. Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Ребенка нужно учить восприятию и выделению формы, начиная с младшей группы детского сада. Играя, малыш осваивает рациональные приемы обследования формы руками и глазами. В процессе этих игр дошкольники осваивают геометрические фигуры.
Игры, развивающие восприятие качеств величины. У детей необходимо развивать умение воспринимать величину предметов путем сравнения по длине, ширине, высоте. Знакомство осуществляется на занятиях с использованием распространенных игровых приемов. В дополнение к этим приемам можно использовать игры на развитие восприятия величины и ее признаков при помощи игрушек, трафаретов, различных карточек. В играх ребенок осваивает рациональные приемы сравнительной оценки величины (накладывание и прикладывание предметов).
Игры, формирующие целенаправленное внимание. Необходимое условие любой игровой, учебной, познавательной деятельности является внимание. Без устойчивого внимания невозможны ни самостоятельная деятельность ребенка, ни выполнение им заданий воспитателя, поэтому детям необходимо своевременно помочь научиться управлять своим вниманием.
Игры, развивающие речь и мышление. Речь и мышление - два психических процесса, неразрывно связанные друг с другом. Усвоение значения основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов, происходит при помощи увлекательных игр. Дети сравнивают предметы по совокупности признаков. Игра учит рассуждать и делать выводы.
Игры, развивающие память. Дети не рождаются с готовой памятью, она развивается постепенно с развитием ребенка, и если у детей слабая память, то это означает, что взрослые не уделяли ребенку должного внимания. Основным условием развития памяти является запоминание, а затем припоминание чего-либо ребенком. При помощи игр у детей возникает необходимость в преднамеренном запоминании и передаются рациональные приемы осмысленного запоминания и припоминания средства овладения своей памятью.
Во всех играх ведущая и направляющая роль принадлежит взрослому. Очень важно, чтобы педагог обладая эмоциональным общением с детьми, умел вовлечь в игру, мог дать четкую формулировку обучающей задачи, постоянно активизировал умственную деятельность ребенка. Только при этих условиях игры будут способствовать развитию памяти у детей.
Интеллектуальные дидактические игры направлены прежде всего на развитие элементарных мыслительных операций, формирование общей интеллектуальной раскованности и отработку средств, обеспечивающих общую организованность мыслительного процесса. Дидактические игры формируют способность находить в предмете как можно больше свойств и использовать их для поиска предметов с противоположными свойствами.
Классификация дидактических игр по Д. В. Менджерицкой.
Дидактические игры (в зависимости от материала) :
1) игры с предметами
2) настольно-печатные
3) словесные игры
Игры с предметами наиболее доступны детям, т. к они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. В младшем дошкольном возрасте игры с игрушками сопровождаются движениями, что соответствует особенностям восприятия и мышления ребенка. Например, в играх, с помощью которых детей учат различать и правильно называть цвета, малыши бегают с цветными флажками, показывают цветные шарики, ходят по комнате, разыскивая игрушки определенного цвета.
Настольно-печатные игры основаны на принципе наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр разнообразно. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, с животными, птицами, овощами, фруктами, их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы, о различных профессиях. Настольно-печатная игра хороша в том случае, когда она требует самостоятельной умственной работы.
Наиболее сложны словесные игры: они не связаны с непосредственным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, т. к в них дети учатся высказывать суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других, замечать логические ошибки. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.
Структура дидактических игр
Структура дидактических игр:
1) Дидактическая задача
2) Игровая задача
3) Игровые действия
4) Правила игры
5) Результат
Дидактическая игра - явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.
Один из основных элементов игры - дидактическая игра, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия.
Наличие дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий характер игры, направленность обучающего содержания на процессы познавательной деятельности детей. Дидактическая задача определяется воспитателем и отражает его обучающую деятельность.
Структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми в игровой деятельности. В отличие от прямой постановки дидактической задачи на занятиях в дидактической игре она осуществляется через игровую задачу, определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.
Игровая задача и познавательная направленность предстоящего игрового действия иногда заложены в названии игры: «Узнаем, что в чудесном мешочке», «Кто в каком домике живет?», «Кто быстрее назовет предметы из бумаги, дерева, металла?» и т. д.
Дидактическая задача реализуется на протяжении всей игры через осуществление игровой задачи, игровых действий, а итог ее решения обнаруживается в финале. Только при этом условии дидактическая игра может выполнить функцию обучения и, вместе с тем, будет развиваться как игровая деятельность.
Игровые действия составляют основу дидактической игры: без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры. Чем разнообразнее и содержательнее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия иногда и не являются тождественными реальным: они раскрывают лишь как бы их внешнюю сторону даже при отражении реальных явлений и реальных действий.
Игровым действиям ребенка нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной. Обучение игровым действиям чаще всего не является прямым, а дается через пробный ход, через показ действий при раскрытии той или иной роли. В игровых действиях проявляется мотив игровой деятельности, активное желание решать поставленную игровую задачу. По своей сложности они различны и обусловлены сложностью познавательного содержания и игровой задачи.
Игровые действия - это не всегда практические внешние действия, когда нужно что-то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать и др. Это и сложные умственные действия. Выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, - умственные действия, выраженные в процессах мышления.
В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим.
В играх, в которых участвуют все дети и выполняют одинаковые роли, игровые действия одинаковые для всех. При разделении детей в игре на группы игровые действия различны.
Игровые действия не обязательно следуют один за другими в какой-то системе, последовательности: они по-разному взаимодействуют, сочетаются, подкрепляются одни другими в процессе развития игры и усвоения познавательного содержания. Их объем также бывает различен: в младшей группе это чаще всего повторяющиеся один-два действия; в старшей - уже пять-шесть.
Одним из основных элементов дидактической игры являются правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка и коллектива детей, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными.
Правила игры имеют обучающий, организационный, дисциплинирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между собой. Обучающие правила помогают раскрыть перед детьми, что и как нужно делать. Правила организуют познавательную деятельность детей: что-то рассмотреть, подумать, сравнить, найти способ решения поставленной игровой задачи.
Организующие правила определяют порядок, последовательность игровых действий и взаимоотношений детей. В игре формируются игровые отношения и реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения между детьми. Иногда им не соответствуют реальные отношения и взаимоотношения между детьми: в игре по выполняемой роли дети доброжелательны, дружелюбны, вежливы, уступчивы и внимательны, и вне игры в реальных отношениях, они иногда допускают грубость, жадность, завистливость, не проявляют дружеских отношений, заботы о товарище и др. Правила игры и должны быть направлены на воспитание положительных игровых отношений и реальных в их взаимосвязи. В этом их воспитательное воздействие.
Соблюдение правил в ходе игры вызывает необходимость проявления умений, овладения способами общения в игре и вне игры и формирование не только знаний, но и разнообразных чувств, накопления добрых эмоций и традиций.
Нужно ставить детей в такие условия, при которых они получают радость от выполнения правил. Дети сами осознают свой рост, выраженный в оценке воспитателя, поощрения их усилий и достижения.
Игровые правила не всегда предъявляются в прямой форме указания. Многие из них заключены в игровых действиях и могут играть свою регулирующую роль при направлении игрового действия, руководстве его развития.
«Чем правила жестче, тем игра становится напряженнее, острее… Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления, связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте как с основным фактором». (Выготский Л. С.).
Результат дидактической игры - показатель уровня достижения детей в усвоении знаний, в развитии умственной деятельности, взаимоотношений, а не просто в выигрыше, полученным любым путем.
Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее ценность, снижает воспитательное воздействие.