Влада Иксанова
Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – важнейший компонент многогранного развития детей дошкольного возраста. Труд для ребенка служит сферой многоаспектных проявлений духовного богатства и самовыражения личности.
Как утверждал К. Д. Ушинский, подчеркивая роль трудового воспитания: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой».
Публикация «Игра как средство расширения представлений дошкольников о мире профессий» размещена в разделах
Особая ценность в процессе трудового воспитания дошкольников - формирование представлений о труде людей. Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения.
Современное направление, тесно связанное с трудовым воспитанием - ранняя профориентация дошкольников, которая подразумевает формирование интереса к профессиональной сфере взрослых, обогащение представлений о труде и профессиях, создание условий для самореализации в разных видах доступной детской деятельности.
Знакомство детей с миром профессий – значимая часть нравственно-трудового воспитания, стоящего на пьедестале развития личности ребенка. Формирование представлений детей о разных профессиях способствует возникновению целенаправленных познавательных интересов, мотивации к деятельности, развитию интереса и уважения к трудовой деятельности взрослых.
В общепринятой понимании профессии – это формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен располагать суммой знаний и навыков, обладать необходимыми способностями и профессионально важными качествами.
На протяжении всего дошкольного детства осуществляется ознакомление детей с разными видами трудовой деятельности, различными профессиями.
Сначала детей знакомят с трудом работников детского сада, затем с трудом в ближайших учреждениях и на предприятиях, причем в каждой новой возрастной группе предусматривается рассмотрение и уточнение знаний по отдельным профессиям.
Актуальность темы определяется тем, что расширение у дошкольников представлений о мире профессий, формирование положительного эмоционального отношения, интереса и уважения к трудовой деятельности окружающих людей - первостепенное звено психологической готовности детей к труду.
Один из наиболее продуктивных способов расширения представлений дошкольников о мире профессий – игра. В процессе игры дошкольники усваивают знания гораздо успешнее, чем в условиях повседневного общения.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Игра максимально сплочена с трудом и особенна тем, что её процесс сопровождается удовольствием со стороны детей от самой деятельности и удовлетворения желания быть «взрослыми».
Игра для дошкольника – средство обработки впечатлений, познаний, приобретенных из окружающей действительности. В игре ясно выражены особенности воображения и мышления ребенка, его эмоциональность, активность, формируется потребность в общении.
Игра лежит в основе воспитательного процесса, в том числе при формировании у детей представлений о труде взрослых. В игре есть возможность воспитывать уважение к труду, показать полезность его результатов для окружающих, вовлечь детей в трудовой процесс. Именно поэтому в воспитательном процессе дошкольников необходимо опираться на игровую деятельность.
Таким образом, возрастные особенности детей дошкольного возраста определяют необходимость опираться в воспитательном процессе на ведущий вид их деятельности – игровую, и использование таких игр, как сюжетно - ролевые, дидактические, интерактивные. В правильно организованной игровой деятельности у дошкольников формируются качества личности, необходимые для осуществления трудовой деятельности в будущем.