Лариса Шишатская
Консультация «Игра, как средство ознакомления детей с родным краем»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – как средство ознакомления детей
с родным краем
Многовековой опыт человечества показал, что игра – важнейшее средство в воспитании ребенка. Она имеет такое же значение, как и народная поэзия, сказки и легенды.
«Игры народные» – этим термином мы обозначаем как собственно игры, так и различные забавы, увеселения, зрелища, народные виды спорта, которые, имея игровую основу, включают в себя элементы театра, цирка, танцевального, музыкального и изобразительного искусства
Публикация «Консультация „Игра, как средство ознакомления детей с родным краем“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
Трудно себе представить жизнь ребенка без игр – веселых, шумных, нередко с песнями, считалками, загадками. Для ребенка игра – это одна из главных форм его деятельности, через которую он осваивает мир окружающих его предметов, человеческие отношения.
Играть с детьми можно по-разному. Кто-то предпочитает футбол, бадминтон, городки, а мы любим народные игры.
И не просто народные, а игры родного края – Белгородской области.
Есть, возможно, уголок красивей,
Есть богаче, шире есть края,
Только мне из всей моей России
Ближе сердцу Белгородчина моя.
Если уж повезло жить в таком замечательном крае, надо изучать его культуру и приобщать к ней наших воспитанников.
Игры поразительно разнообразны и переменчивы. Нередко дети вносят в процесс игры свои правила, добавления, нередко сами придумывают сюжеты.
Самодеятельное, самостоятельное проведение игры – главное отличительное свойство народных игр. Выступление самих ребят в роли организаторов игр и судей, несомненно, будет способствовать успеху.
Прежде чем предложить игру, заранее выясняю, знакома ли она детям. Если хотя бы некоторые из ребят владеют игрой, я предлагаю им её провести.
Освоение традиционной игровой культуры детьми осуществляю различными формами.
1. Игротека.
Провожу занятия с детьми по разучиванию и закреплению народных игр. В процессе дети знакомятся с разнообразными играми (игры-шутки, игры-соревнования, игры с выбором, игры с подражанием и др.); разными вариантами одной игры, овладевают её вариантами, такими как выбор водящего (считалки, угоды). Например, считалки:
1. Шёл баран по крутым долам,
Вырвал травку, положил на лавку,
Кто травку возьмет, тот вон пойдет.
2. Раз, два, три, четыре
Жили мыши на квартире!
Чай пили, чашки били.
По три денежки платили!
Кто не хочет платить –
Тому и водить!
3. Катилось яблочко мимо сада,
Мимо огорода, мимо частокола.
Кто его поднимет, тот вон выйдет!
4. 1, 2, 3, 4, 5. 6, 7, 8, 9, 10.
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдет
Тот и вон пойдет.
Проводится игротека во вторую половину дня – в спортивном зале, а на улице –на игровой площадке. Отдельные игровые занятия можно провести с активным участием «Хозяюшки», которая знакомит детей с играми из «бабушкиного сундука».
Предлагаю задания для детей, направленные на развитие интереса к народным играм, типа, поговорить с родителями, бабушкой и дедушкой о том, в какие игры они играли в детстве, они играли в детстве, описать их; поиграть в ту или иную игру во дворе с ребятами (научить их).
2. Прогулка с использованием народных игр.
Включаю традиционные детские игры в содержание прогулок, широко использую считалки, сговоры.
Предпочтение отдаю играм-ловишкам: «Аисты и лягушки», «1-2-3 лови», «Гуси-гуси», «Зайчик» и др., которые с одной стороны удовлетворяют потребность ребенка в активном движении, а с другой – придают этому движению через правила игры определенную направленность.
Игры-состязания: «Репка», «Городки» и др.
В зависимости от времени года на прогулке использую состязания с мячом, веревочкой или со снежными комками.
Для дополнительного игрового эффекта можно приготовить сюрпризы: спрятать в окружающем кустарнике игровой материал, который находится с помощью игры «Холодно-горячо»; развешиваю на деревьях призы – их будут добывать участники игр-соревнований; дети любят прятки.
Не забываем о детях, которые предпочитают боле спокойные игры, типа «Колечко» и др. походы, игровые прогулки проводятся вместе с инструктором по физ. воспитанию. По пути с детьми играем в такие игры-шутки, как «Барыня», «Садовник», «Молчанка». Загадываем, друг другу загадки, проговариваем скороговорки, вспоминаем приметы, проводим игры-состязания с мячом, чурками, с подпрыгиванием через препятствия. Использую розыгрыши, шутки, рассказываем веселые истории. Возвращаемся домой со спонтанными играми (преследованием, опережением, угадыванием).
3. Праздники,
Праздники проводятся вместе с музыкальным руководителем. Сезонные игровые праздники, объединенные одним сюжетом – зимние, весенние, летние, осенние.
Обогащаю игровой репертуар детей народными играми, характерными для разных времен года. Например: весенний праздник «Масленица», осенний «Здравствуй осень золотая».
Народная игра содержит в себе информацию о традициях многих поколений, которые через игровое общение усваивали культуру своего народа.
Информация, полученная нашими детьми в детском саду и дома, не пройдет мимо сознания каждого ребенка, его внимания и слуха, обязательно отзывается творческим началом в последующий период детства.