Анна Сергеевна Башкирова
Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра как средство по формированию навыков
общения у дошкольников».
Структура работы
Структура работы включает в себя 9 основных разделов, направленных на формирование
у детей навыков общения.
1 Мир познания (единство с природой)
2 Языки общения (навыки общения с внешним миром)
3 Тайна моего «Я»(формирование собственного «Я»)
4 Этот странный взрослый мир (формирование потребности в общении со взрослыми)
Публикация «Игра как средство по формированию навыков общения у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
5 Как мы видим друг друга (формирование потребности в общении со сверстниками)
6 Фантазия характеров (в игре рождается истина, в отношениях формируется характер)
7 Умение владеть собой (желаемое и возможное)
8 Культура общения (этикет)
9 Мальчик и девочка (он – папа, она – мама)
Основные понятия
Потребность в общении.
Что это такое? Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать
его – вот то, в чём нуждается ребёнок. Болезнь возникающая при дефиците общения,
называют госпитализмом. Общение приносит ребёнку массу положительных, радостных
переживаний. Лишённый общения малыш впадает в тоску, личность его травмируется. И
не только личность. Замедляется, искажается всё психическое развитие.
Привязанность и доверие.
Любовь родителей к их детям не инстинктивно, и дети также не инстинктивно любят
своих родителей. Лишь через несколько недель обмена взглядами, улыбками, звуками
голоса со своим ребёнком мать начинает чувствовать любовь к нему. Малышей тёплое
чувство к матери формируется в течение всего первого года жизни у него появляется
чувство доверия и формируется привязанность к любимому человеку.
Положительные эмоции.
Положительные эмоции обычно формируются раньше, чем отрицательные. К 9 месяцам
малыши могут проявлять интерес, радость, удивление, гнев, печаль, отвращение,
презрение и страх. Дети выражают эти эмоции в улыбках, слезах и в смехе.
Улыбка.
Улыбка – одна из самых привлекательных реакций малыша на окружающий мир, на их
хорошее самочувствие. Она возникает как простой рефлекс в первые несколько дней
после рождения.
Возникновение социального общения.
После первого года жизни малыши всё больше времени проводят без родителей и
периоды их непосредственного общения со взрослыми сокращаются, у них появляется
возможность более широкого общения со сверстниками. Вступая в социальные
отношения между собой, общаясь друг с другом на понятном им языке слов и жестов,
дети усваивают некоторые общие правила поведения: они хвалят или бранят друг друга,
делятся игрушками и искренне сочувствуют, если товарищ по игре упадёт или ударится.
Успех среди партнёров по игре зависит от ощущения безопасности и удовлетворённости,
которые знакомы детям по их общению с отцом и матерью.
Сопереживание.
Недавние исследования показали, что чувства сопереживания и сострадания появляются у
детей раньше, чем они начинают осознавать независимое от них существование других
людей. Примитивные формы социального поведения можно обнаружить даже у
новорожденного, когда он начинает плакать, заслышав плачь другого новорожденного.
Проявление заботы
Когда родители внушают ребёнку, что необходимо проявлять заботу о тех, кто в ней
нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать,
что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчение других.
Как помочь сформировать малышу в себе такие качества? Как сделать так чтобы эти
основные понятия развились и дали полноценные плоды? Как сделать так чтобы общение
между сверстниками и взрослыми впоследствии было более мягким, надёжным, не
причиняющим боль? Полагаю, что для этого не требуется каких-то особых приёмов и
методов, просто нужно чаще демонстрировать положительные примеры. Такое
воспитание необходимо уже в раннем дошкольном возрасте, когда дети впервые
начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда
они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий.
Дети умеющие заботиться о других в 2 года, проявляют это качество и в 7, и в 47 лет. Эти
положительные примеры и создана показать игра.
Игра не только помогает овладеть навыками социального общения и усвоить нормы
поведения, но и имеет большое значение для эмоционального развития детей. В игре дети
воспроизводят реальные ситуации, используя знакомые средства для решения своих
проблем.
Взаимодействие с семьёй
Во многих семьях родители практически не уделяют внимания детям, не играют с ними,
мало разговаривают и читают. Они считают что гораздо важнее научить ребёнка читать и
писать. И поэтому родителям необходимо знать о важности данной темы, поскольку она
тесно связана с развитием эмоционального мира ребёнка, его интеллектуальном развитии.
Близкий контакт с родителями необходим для осуществления индивидуального подхода,
основанного на глубоком знании особенностей детей. Изучение взаимоотношений
ребёнка со сверстниками и взрослыми, различных форм поведения, характерных для него
в тех или иных ситуациях, знание трудностей, которые возникают во взаимодействии с
окружающими, помогут повысить результативность воспитания, предупредить и
преодолеть многие отклонения в развитии личности.
Всегда призываю внимательно и вдумчиво относиться к детям, так как атмосфера
родственных, эмоциональных связей является важным фактором воздействия на личность
ребёнка и развитие его функций общения.
Лучший способ обучить родителей общению с детьми - совместные игровые вечера,
которые дают детям представление:
- О нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между
взрослыми людьми;
- О добре и зле в поведении окружающих;
-О необходимости уважения, доверия, взаимопонимания, взаимопомощи и заботы.
Виды совместной игровой деятельности детей и взрослых
-Подвижные игры
-Игры – драматизации
-Этюды
-Беседы
-Дидактические игры
-Чтение художественной литературы
-Экскурсии
-Составление и обсуждение рассказов
-Просмотр видео – материалов
-Музыкально - театрализованные игры на праздниках и развлечениях
-Изготовление атрибутов к играм
-Обогащение развивающей среды
Формы работы с родителями
-Родительские собрания
-Беседы
-Консультации
-Наглядная агитация (папки – передвижки, оформление стендов)
-Дневник достижений (достижения ребёнка и родителей, фотографии, рисунки, мини –
сочинения)
-Анкетирование
Эффективность от сотрудничества детей и взрослых очевидна. Знания полученные детьми
позволят воспитывать добрые и искренние чувства к самым близким людям,
привязанность к семье; помогут научить детей ценить хорошие отношения и получать
радость от общения со своими близкими, проявлять о них заботу и предлагать им
посильную помощь.
Прогнозируемые результаты.
Дети и взрослые усвоят основы нравственности во взаимоотношениях друг с другом, а
также с незнакомыми взрослыми людьми. Дети научатся уважать взрослых, слышать и
понимать чужую боль, сострадание другого человека, смогут вовремя протянуть руку
помощи друг другу. Малыши узнают историю своей семьи, что поможет развитию
уважения к своим близким, умению понимать маму, папу, бабушку… Родители и дети
научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения
окружающих в быту и в общественных местах. Дети начнут формировать «кодекс чести»,
умение поступать по справедливости, подчинять свои желания общим интересам; усвоят
понятия «честно – нечестно», «справедливо – несправедливо» и «правильно –
неправильно»;получат представления о важности и значительности различных профессий.
Организация работы
Новый день в детском саду в нашей группе всегда начинается с улыбки и приветствия,
которое ребёнку хочется произнести именно сегодня( «здравствуйте, добрый день, как я
вас рад видеть и т. д.»). Каждое утро проводим беседу – «Какое у меня настроение?».
Рассказав о своих проблемах и заботах, дети сбрасывают с себя «груз» переживаний и
тревог.
Знакомство с игрой надо начинать с первых дней пребывания ребёнка в саду. Начинаю
знакомство с малышом улыбкой, ласковым словом, а через несколько минут включаю его
в игру. Для ясельной группы можно использовать хороводные игры, игры – забавы, игры
– заводилки, миогимнастику.
В первой младшей группе использую те же игры, что и в яслях и добавляю: чтение
художественной литературы, подвижные игры, игры и упражнения на выразительность
движений.
Во второй младшей группе добавляем беседы, этюды и игры направленные на снижение
агрессии и ослабления негативных эмоций.
В средней группе добавляем игры – драматизации, игры направленные на борьбу с
затруднениями в общении, также игры формирующие характер.
В старшем дошкольном возрасте вводим игры на умение владеть собой, игры
помогающие культуре общения (этикет, а также игры с гендерной направленностью.
Таким образом, чтобы научиться понимать друг друга, детям необходимо пройти
длинный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и
слуховых ощущений и эмоциональных переживаний.
Очень важно создать условие для определённого развития эмоциональных и
познавательных процессов дошкольников, в том числе при помощи игры.
Игра в детском саду пронизывает все режимные моменты: включаться во все
непосредственные образовательные деятельности, в совместную деятельность детей и
взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей; игра
может вноситься в содержание праздников, развлечений… .
Игра способствует раскрепощению ребёнка, созданию атмосферы свободы.
Свободная совместная деятельность детей и взрослых – это совместная деятельность
детей на прогулке вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок,
организация игр в игровых комнатах, чтение художественной литературы с последующим
обыгрыванием сюжетных эпизодов.