Дышекова Светлана
Игра как средство коррекции трудностей в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая деятельность является ведущим видом деятельности у детей дошкольного возраста. О. С. Кабанова выделяет психологические механизмы коррекционного воздействия игры:
1. В особых игровых условиях ребенок имеет возможность моделировать систему социальных отношений в наглядно действенной форме, развивать ориентировку в них.
Публикация «Игра как средство коррекции трудностей в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
2. В условия игры происходит преодоление познавательного и личностного эгоцентризма, благодаря чему развивается самосознание ребенка, он становится социально компетентным, приобретает опыт разрешения проблемных ситуаций.
3. Наличие наряду с игровыми партнерских отношений создает в игре условия позитивного личностного развития.
4. В игре происходит поэтапное освоение, отработка, интериоризация (перевод во внутренний план) и усвоение адекватных способов разрешения проблемных ситуаций.
5. На основе осознания и вербализации своих внутренних переживаний в игре ребенок получает возможность для осознания смысла проблемной ситуации и изменения отношения к ней.
6. Подчинение игровым правилам в контексте роли стимулирует формирование элементов произвольной регуляции поведения и деятельности ребенка.
Таким образом, раскрывается многофункциональность игры и ее комплексное воздействие на развивающуюся личность ребенка. Исходя из этого, мной был отобран ряд игр. Особенно полюбившиеся детьми представляю вам.
Час тишины и час "можно" (Н. Кряжева)
[iЦель:[/i] развитие произвольности поведения.
Описание: взрослый договаривается с детьми, что теперь будет час тишины (дети ведут себя тихо и занимаются спокойными делами - рисованием, лепкой и тд.) и час "Можно" (дети бегают прыгают, кричат, поют, занимаются спортом, устраивают гонки). Эти часы чередуются в течение дня, но они должны стать привычными, тогда взрослому проще контролировать поведение в любой момент. Важно заранее предупредить, что даже в час "можно" нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо.
Сотворение чуда
Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпативных способностей.
Описание:дети разбиваются на пары, у одного из них волшебная палочка. Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает: "Чем я могу тебе помочь?Что для тебя сделать?" Тот отвечает: "Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай и тд.)
Эгоцентризм - одно из характерологических особенностей детей-дошкольников. Поэтому развитие эмпатии, умения понять чувства другого, посочувствовать - одна из задач воспитателя.
Чертик, чертик, кто я?
Цель: устранение страхов.
Описание: выбирается водящий. Ему надевают страшную маску, а дети бегают вокруг него и кричат, стараются ухватить его за руки. Водящий по голосу, либо ощупывая протянутые руки должен сказать, кто перед ним.
Одним из правил в игре должен стать договор о том, что хватать чертика можно только за руки. В роли чертика должен побывать каждый игрок, чтобы дети смогли испытать одинаковые эмоции, пуст даже негативные. Тогда дети лучше понимают чувства другого. Закончить игру лучше ритуалом, поглаживая каждого игрока по голове и рукам и говорить:"Теперь ты мальчик (девочка). (имя)"
Поварята
Цель: развитие коммуникативных навыков, чувства принадлежности к группе.
Описание: все дети встают в круг - это "кастрюля" или "миска". Затем дети договариваются, что они будут готовить - суп, компот, салат итд. Каждый придумывает, чем он будет: картошкой мясом, морковью и т. д. Ведущий выкрикивает название ингридиентов. Названный впрыгивает в круг, следующий компонент берет за руку его и т. д. Когда все дети окажутся в одном круге, игра заканчивается.
Хорошо если ведущий будет выполнять какие-либо действия с продуктами: резать, крошить, солить, поливать. Игра помогает снять мышечные зажимы, скованность через легкий имитационный массаж.