Папки-передвижки

Игра как средство коммуникативных функций

Людмила Шестакова
Игра как средство коммуникативных функций
▼ Скачать + Заказать документы

Игра как средство коммуникативных функций

Дошкольный возраст – особый уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.

Публикация «Игра как средство коммуникативных функций» размещена в разделах

Осознание необходимости специальной разработки содержания, форм и методов коррекционно-развивающей работы в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида связано с изменениями общественной позиции по отношению к детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, с появлением тенденции к их интеграции в среду нормально развивающихся сверстников, усилением роли семьи в их воспитании.

Дети с ограниченными возможностями здоровья по разным причинам лишены возможности усваивать новые знания и навыки со своими сверстниками, что затрудняет их обучение и воспитание, делает особенно сложным процесс формирования их личности.

Развитие любого ребенка, тем более ребенка с ограниченными возможностями здоровья происходит под влиянием обучения, которое организуют взрослые. «Почему дети не играют сами, - часто взрослые задают вопрос. Однако без должной организации свободного времени, предоставленный сам себе ребенок быстро устает, начинает капризничать, проявляет агрессию к окружающим сверстникам. Особенно ярко это проявляется у детей с проблемами в развитии.

Ребенок не может сам себя занять. Ему требуется постоянное внимание со стороны взрослых: предложение и поддержание сюжета, выбор атрибутов, обыгрывание построек и многое другое.

Самое главное, что ребенок нуждается в речевом общении, так как не может его обеспечить в силу ограниченности развития речевой системы, поэтому стремится к общению с взрослыми. Очень важно с самого раннего детства учить ребенка этому общению и игре.

Через игру ребенок познает окружающий мир, она способствует развитию психических процессов и формированию личности ребенка. В проведении игр воспитатель должен быть активным участником. Для него игра не отдых, а такой же планируемый труд, как и любое другое занятие. Играя с детьми, он направляет ход игры и через нее воспитывает и обучает детей.

Развитие игры начинается с предметных действий, поэтому, на первых порах задачи обучения игре и обучение предметным действиям совпадают. В процессе обучения дети должны не только понять функциональное назначение каждой игрушки, но и освоить способы действия с ней. Поэтому многократные повторения одних и тех же действий с игрушкой, если эти действия правильные и игрушка используется адекватно, оказываются полезными. При поступлении в детский сад многие дети производят с игрушками неадекватные действия, не понимая ни назначения, ни способа их употребления. Поэтому обучение игре проводится поэтапно.

На 1-ом этапе подлинного ознакомления с предметным миром у этих детей не происходит. Дети хватают в руки все, что попадает в их поле зрения, но тотчас, же бросают эти предметы, не проявляют интереса, ни к их свойствам, ни к их назначению. Овладение игровыми действиями связано с учетом не только свойств, но и отношений предметов, что чрезвычайно важно для развития ребенка на 1-м этапе обучения игре.

Действия с предметами представляют собой манипуляции, которые сходны с манипуляциями ребенка в младенческом возрасте.

Но после проведенных серий занятий у детей появляется желание «сотрудничать» с взрослыми, выполнять требования, а также попытки подражания, которые в дальнейшем могут стать основой для возникновения осмысленных действий с предметами, и позволит перейти ко 2-му этапу обучения игре.

На 2-м этапе - важно, чтобы ребенок усвоил логику действий с предметами в игре, их последовательность. Только при развитии предметно-игровых действий может возникнуть подлинная, осмысленная игра. С самого начала работы необходимо учить детей видеть цель и двигаться к ней. Известно, что нарушение целенаправленной деятельности - одно из характерных особенностей. Преодоление этого дефекта составляет одну из важных задач. Обучение действиям имеет смысл только в том случае, если ребенок все время видит перед собой цель, а правильный подбор действий приближает его к ней.

К концу 2-го этапа задачи усложняются. Предлагаем детям в качестве вспомогательных средств предметы, которые нельзя просто взять, нужно вначале устранить препятствие, чтобы их использовать.

Например: чтобы использовать палку, нужно вытащить ее из игрушки-каталки; чтобы использовать веревку, нужно отвязать ее от тележки. В ходе практических действий у ребенка сначала складывается отчет о последовательности проделанных действий. (Вспомним, что ты сделал сначала, что потом)

На 3-ем этапе формируются элементы ролевой игры.

Нужно научить ребенка принять роль, предложенную педагогом. Надо помнить о том, что введение роли является весьма сложным процессом и при недостаточной работе по его осмыслению может остаться чисто формальным этапом.

Так постепенно, посредством игровой деятельности прививаются детям с ограниченными возможностями здоровья практические навыки, что помогает им понять мир.

Намного сложнее планировать работу с детьми с диагнозом «Ранний детский аутизм». Под аутизмом в широком смысле понимается обычно явная необщительность, стремление уйти от контактов, жить в своем собственном мире. У таких детей отсутствует активный, живой интерес к окружающему миру, стереотипность в поведении, страхи, агрессия. Может так же отмечаться нарастающая с возрастом задержка речевого и интеллектуального развития, трудности в обучении.

Составляя список игр для коррекционных занятий, следует помнить, что играть ребенок будет только в те игры, которые в наибольшей степени совпадают с его интересами. Следовательно, идя на занятие, воспитатель должен быть готов к гибким изменениям своих планов и иметь в запасе несколько игр. Наиболее сложные для аутичных детей – это коллективные игры, которые предполагают их включение во взаимодействие со сверстниками.

Эти игры используются после проведения индивидуальной подготовительной работы и при желании самого ребенка, что способствует «развитию» коллективизма, которое необходимо для дальнейшего обучения в школе.

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?»Дидактическая игра на развитие коммуникативных качеств в младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо?» Игра направлена на развитие навыков самообслуживания, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, воспитание культурно-гигиенических.

Дидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших группДидактическая игра «Здравствуй!» по формированию коммуникативных умений у детей старших групп Цель: совершенствование социально- бытовых навыков и коммуникативных умений. Задачи: Образовательные: Расширение представлений о приветствии.

Консультация для педагогов «Коррекция высших психических функций у детей с ОВЗ» Жизнь человека представляет череду нескончаемых открытий, связанных с получением, обработкой и передачей новых знаний о себе и окружающем.

Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5–9 классов Квест-игра по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ОВЗ 5-9 классов[/b] Цель: содействие в социализации, расширении коммуникативной.

Мастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детейМастер-класс по изготовлению игры «Футбол» для развития дыхательных функций у детей Для голосообразования необходимо дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования»Стажерская площадка «Формирование когнитивных функций у детей с ЗПР средствами интерактивного оборудования» Современные технологии меняют подход к образованию и развитию. Дети адаптируются к новым тенденциям в несколько раз быстрее, чем взрослые.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Театр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детейТеатр на палочках как средство развития речевых и коммуникативных навыков у детей Для многих детей персонажи «Театра на палочках» становятся настоящими помощниками: помогают снимать эмоциональное напряжение, позволяют.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как средство коммуникативных функций
Опубликовано: 17 декабря 2023 в 16:04
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как средство коммуникативных функций» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Шестакова (УИ 191206) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД