Валерия К
Игра как средство адаптации детей в возрасте 2–3 года
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ № 18 г. Балашиха мкр. Дзержинского д. 28
Крумкач В. Н.
Игра - лучшее средство к адаптации.
В свой небольшой стаж работы с детьми я сделала соотвествующие выводы по восприятию детей адаптации в детском саду. Возраст в котором сейчас детки в основном идут это 2-3 года и это самый трепетный, ранимый и щепетильный возраст, именно в этом возрасте максимально тяжело ребенок идет в детский сад и на контакт с кем либо. Именно по этому сделав выводы и проведя несколько экспериментов я смело могу заявить что с такими детками 2-3 лет лучше всего находить контакт через игры тем самым облегчать их адаптацию к детскому саду. И так что же такое игра- игра – это лучшее средство для знакомства и адаптации ребенка в детском саду. Процесс адаптации ребенка в условиях дошкольного образовательного учреждения был и остается актуальной проблемой педагогов и родителей, а так же для деток с ОВЗ. Мамам и папам важно, чтобы малыш быстро и безболезненно привык к детскому саду, воспитатели ко всему заинтересованы и в том, чтобы разрешение противоречий между возможностями ребенка и новой для него средой послужили источником его дальнейшего развития, фактором приобретения нового социального опыта. Всем известно, что задачи и проблемы детей дошкольного возраста проще и правильнее решать через игру, ведь игра - это жизнь, преломленная сквозь психику ребенка, и процесс адаптации ребенка в новом коллективе не является исключением. Неоценимую услугу, облегчающее привыкание ребенка к детскому саду, оказывают коммуникативные игры, выполняющие следующие функции:
Публикация «Игра как средство адаптации детей в возрасте 2–3 года» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Темочки
- создание позитивного эмоционального фона,
предупреждение и снижение тревожности,
формирование и развитие навыков общения,
приобретение нового социального опыта,
выстраивание межличностных отношений,
безболезненная адаптация,
источник дальнейшего развития.
Ежегодно принимая новых детей в группу и апробировав разные варианты, мы пришли к выводу, что коммуникативные игры в период адаптации детей следует проводить в определенной последовательности, по блокам.
В первый блок "Давай познакомимся" на его начальном этапе мы включали самые простые игры, типа "Зеркало", "Обезьяны", в которых воспитанники действуют одновременно и одинаково, повторяя чьи-то движения. При этом общность движений и игровых интересов позволяют сделать игру непринужденной, но усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Параллельно мы включали игры, помогающие детям запомнить друг друга по именам, по голосу, по внешнему виду. Это игры типа "Снежный ком»т эта игра позволяющая запоминать сначала 2-3 имени, потом все больше и больше. "Снежный ком» "Волшебная карусель" в которой дети узнают друг друга по фотографиям, "Волшебная карусель" традиционная игра "Узнай по голосу" и др. А так же пальчиковые игры, ведь они являются неотъемлемой частью образовательного процесса у детей раннего возраста, а это развитие мелкой моторики, развитию речи, развитию памяти и внимания. Например игры, такие как "Ладушки" или "Сорока-белобока", стимулируют работу мелких мышц рук и пальцев. Это крайне важно для формирования навыков, необходимых для письма, рисования и других видов деятельности, требующих точных движений. Развитие мелкой моторики напрямую связано с улучшением координации движений и пространственного восприятия и др.
Второй блок коммуникативных игр называется "Познакомимся поближе" и включает в себя игры, позволяющие лучше узнать друг друга, наладить доброжелательные отношения, такие, как: "Расскажи мне о себе" "Я доверяю тебе свой секрет»"
Третий блок мы назвали "Давай дружить!". Игры в этом блоке направлены на позитивное сотрудничество, позитивный эмоциональный фон, желание говорить друг другу приятные слова. Это игры типа: "Я хочу подружиться.», когда ребенок описывает словами конкретного ребенка, с которым ему хочется дружить; "Комплименты" с использованием (на первых порах) лейб-подсказок, "Интервью", "Я дарю тебе кусочек радости (счастья, доброты и др., "Комплименты" "Я хочу с тобой дружить, потому что…". Что способствует развитию взаимоотношений со сверстниками и специальные игры занятия. Для детей имеющих барьер такой как заикание (на разных речевых уровней) цикл таких занятий по развитию коммуникативных способностей у детей называется это блоком "Игротерапии общения". В него вошли такие занятия, как "Театр масок" (уроки общения на безречевом этапе, на последующих этапах речи.
- "В гостях у передачи "Почемучка" и многие другие. Полученные на таких занятиях знания и представления дети переносят в самостоятельную деятельность. Особенность игр - занятий заключается в том, что усвоение материала происходит незаметно для детей, в практической, интересной деятельности и не требует приложения больших усилий, так как задействованными оказываются непроизвольное внимание и запоминание. Об эффективности использования коммуникативных игр говорят результаты проведенного сравнительного анализа прохождения адаптации детей в период с момента поступления ребенка в детский сад и до периода его полной адаптации (у каждого ребенка свой порог адаптации а особенно у детей с ОВЗ, и только после этого можно начать работу по коррекции с ОВЗ.