Ольга Гинкель
Игра как ценность культурного воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Игра, как ценность культурного воспитания
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре, как важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенно-стей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Публикация «Игра как ценность культурного воспитания» размещена в разделах
Необходимо выделить один весьма важный пункт: даже в простейших формах игра выходит за рамки только биологической или физической деятельности.
Игра – это содержательная функция со многими гранями смысла. Но в любом научном подходе безоговорочно и принимается мнение, что игра выполняет необходимую полезную функцию. В детстве игра служит способом обучения общению, выработке тех или иных практических навыков и т. д.
У взрослого человека многие виды деятельности тоже связаны с игровым компонентом. Кроме того, с помощью игры люди общаются, отдыхают, структурируют своё свободное время.
Игра не только выполняет потребность в отдыхе и разрядке, но является и тренировкой перед серьезным делом, может быть упражнением для выработки самообладания. Игра удовлетворяет потребность что-либо уметь или совершать, в стремлении к главенству и лидерству. Игра может быть невинной компенсацией вредных побуждений, необходимым восполнением монотонной односторонней деятельности.
Она может стать удовлетворением неких, невыполнимых в реальной обстановке, желаний и тем самым способствовать поддержанию чувства стабильности личности.
Существуют различные признаки подлинной игры. Всякая игра, прежде всего, представляет собой свободную деятельность. Игра по приказу или принуждению уже больше не игра. В крайнем случае, она может быть некой навязанной имитацией, воспроизведением игры. Ребенок и животное играют потому, что испытывают удовольствие, в этом заключается их свобода. Для взрослого человека игра есть некоторое излишество. Игра – это задание, она протекает в свободной форме и в свободное время. По мере того, как игра становится функцией культуры, понятия долженствования, задания, обязанности привязываются к ней. Игра не есть обыденная жизнь, как таковая. Она скорее выход из рамок этой жизни во временную сферу деятельности, имеющей собственную направленность. Даже малое дитя знает, что играет как будто «взаправду», что все это «понарошку».
Игра обособляется от обыденной жизни местом действия и продолжительностью. Она разыгрывается в определенных рамках пространства и времени. Любая игра протекает внутри своего игрового пространства, которое заранее обозначается, будь оно материально или идеально, преднамеренно или спонтанно. Арена цирка, игральный стол, сцена – все это по форме и функции игровые пространства, на которых имеют силу особые - собственные – правила. Внутри игрового пространства царит собственный безусловный порядок. Положительное свойство игры в том, что она творит порядок, и сама она – есть порядок. Ее течение и смысл заключен в ней самой. Будучи однажды сыгранной, она остается в памяти как некое духовное творение или ценность, передается далее, как традиция и может быть повторена в любое время, будь то немедленно, либо после длительного перерыва. Эта повторяемость есть одно из существенных свойств игры.
Среди классификаций, присущих игре, уместно назвать напряжение. Этот элемент занимает особое и важное место. Напряжение означает неустойчивость, некий шанс или возможность. В нем есть стремление к разрядке, расслаблению. Чтобы нечто удалось, требуются усилия. В азартной игре и в спортивном состязании напряжение достигает крайней точки.
Игровая ассоциация обладает общей склонностью самосохраняться, консервироваться даже когда игра уже закончилась. Исключительность и обособленность игры про-является характерным образом в таинственности, которой она любит себя окружать. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существу-ем и делаем по другому. Суммируя мнения, мы можем теперь назвать игру свободной формой деятельности. Эта деятельность осознается, как выполняемое вне повседневной жизни занятие, и хотя происходит «понарошку», может целиком овладеть играющим. Эта деятельность свободна от материального интереса, не ищет пользы. Она совершается: внутри намеренно ограниченного пространства и времени, протекает упорядоченно, по определенным правилам и вызывает к жизни общественные группировки, предпочитаю-щие окружать себя тайной, либо подчеркивающие свое отличие от прочего мира всевозможной маскировкой.
Функция игры выводится из двух аспектов – игра есть борьба зав что-нибудь или представление чего–нибудь. Обе эти функции без труда объединяются таким образом, что игра представляет борьбу за что-то, либо является состязанием в том, кто лучше других ее представит.
Последнее время получили распространение игры, не несущие в себе признаков настоящей, подлинной игры. В индустриальных странах, например, игра принимающая форму спортивных состязаний, азартных игр, развлекательных представлений или лоте-рей, часто становится средством извлечения прибыли, в результате чего образуется раз-рыв между профессионалами, получающими вознаграждение за участие в игре, и пассивными зрителями, отсчитывающими купюры за полученное удовольствие.
Все эти игры потеряли главную присущую им ценность – бескорыстие, свободу, установление взаимоотношений и снятие эмоционального напряжения. Коммерциализация спорта приводит к тому, что мы уже имеем дело с феноменом, который называется игрой, но не является ей в полном смысле этого слова. Особенно это касается азартных игр, которые в условиях технологического процесса приобрели свою наиболее злокачественную форму.
В процессе этих игр теряется дух общения, творчества, обмена эмоциями. Наоборот, они приводят к замкнутости, порождают агрессивные и негативные эмоции. Человек в процессе азартной игры самоизолируется, и постепенно изменяется не только его отношение к игре, но и мировоззрение. Рушатся моральные принципы, происходит самоотторжение играющего человека от общества. Единственным компаньоном в жизни становится стол для рулетки, игральный автомат и безликие, но почему-то ставшие родными, люди, обслуживающие игорные заведения. Меняется и сам азарт, сопровождающий игру.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникеева Н. П. педагогика и психология игры. –М. : Владос, 1990.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. –М. : изд-во Моск. ун-та, 1990.
3. Богославский В. В. и др. Общая психология. –М. : Просвещение, 1981.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. –М. : Просвещение, 1986.
5. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологии развития ребенка // Вопросы психоло-гии, 1999.