Приложение МААМ

Идеи К. Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников

Валентина Ивановна
Идеи К. Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов»

К. Д. Ушинский

Константин Дмитриевич видел в детской игре огромное воспитательное значение. Выдающийся педагог, он разработал собственную теорию детской игры, подкрепленную научными и психологическими данными. Он отмечал, что воображение играет большую роль в психической жизни детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что у детей недостаточно опыта и знаний, а их логическое мышление еще не развито. Однако К. Д. Ушинский справедливо отмечает, что воображение детей беднее, слабее и однообразнее, чем у взрослых. Детство характеризуется прерывистостью последовательности идей, быстрым переходом от одного порядка мыслей к другому. В связи с этим он пишет, что: «Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, но не мощный полет орла». Живость детского воображения и вера в реальность своих представлений и созданных образов являются психологической основой их игры. Так, К. Д. Ушинский пишет, что: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры. Игра меняется с возрастом ребенка, в зависимости от его опыта, умственного развития и руководства взрослого. Игровой опыт детей не исчезает бесследно и в будущем находит свое место в социальном поведении человека.

Темочки:

В формировании поведения детей важна социальная игра и ее направленность, подчеркивает Константин Дмитриевич: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”

К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, выступал против чрезмерного вмешательства педагогов в детскую игру. Он считал игру самостоятельной и свободной деятельностью ребенка, важной для развития личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти, в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” Педагоги должны предоставлять игровые материалы и следить за тем, чтобы эти материалы способствовали достижению образовательных целей. Игровое время в детских садах должно соответствовать возрасту. А в дошкольном возрасте необходимо стремиться к тому, чтобы детям не было скучно играть и чтобы они могли легко прервать игру для работы. Дети дошкольного возраста также должны работать. Константин Дмитриевич поощрял широкое использование народных игр в образовательной деятельности детей дошкольного возраста и призывал педагогов собирать народные игры: “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он. Это завещание К. Д. Ушинского стремились воплотить в жизнь ведущие российские дошкольные педагоги, а теперь практикуют и современные педагоги.

Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось”

Опираясь на теорию К. Д. Ушинского, в Новоуколовском детском саду мы большое внимание уделяем детской игре. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям и по тому какое место они занимают в жизни детей. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные игры.

В своей практике мы так же используем игры с правилами, к ним относятся дидактические, подвижные, игры-забавы.

Следует помнить, что дидактические игры требуют соответствующего сочетания наглядности, языка воспитателя и поведения самих детей. При выборе подвижных и веселых игр учитывайте характер двигательной активности, доступность и уместность содержания правил игры.

Таким образом, теория детской игры, разработанная Константином Дмитриевичем Ушинским, явилась ценным вкладом в дошкольную педагогику не только России, но и мира. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры. Он дал ценные методические рекомендации по использованию игр в в работе с детьми дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС. Игровые поля «Организация игровой деятельности дошкольников в соответствии с ФГОС» («Игровые поля») «Игра – это огромное светлое окно, через которое.

Конспект занятия по организации свободной игровой деятельности во второй младшей группе детей с ОНР Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие,.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулкеРазвивающие игры из ничего. Фотоотчет об организации игровой деятельности на летней прогулке Уважаемые коллеги! Наверное каждый воспитатель очень любит наблюдать за играющими детьми. И сегодня у меня была такая возможность! Я разложила.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Идеи К. Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников
Опубликовано: 10 декабря 2024 в 12:04
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Идеи К. Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Ивановна (УИ 2452513) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 января 2025 пятница
Зайка в гости к нам пришел!
Образовательные технологии в ДОУ
Праздник мороженого!
Сказочный мир Щелкунчика
25 января 2025 суббота
Празднуем Татьянин день!
День наоборот, задом наперед или шиворот-навыворот
Рассматриваем картины И.И. Шишкина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД