Валентина Ивановна
Идеи К. Д. Ушинского в организации игровой деятельности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Для дитяти игра — действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов»
К. Д. Ушинский
Константин Дмитриевич видел в детской игре огромное воспитательное значение. Выдающийся педагог, он разработал собственную теорию детской игры, подкрепленную научными и психологическими данными. Он отмечал, что воображение играет большую роль в психической жизни детей дошкольного возраста. Это объясняется тем, что у детей недостаточно опыта и знаний, а их логическое мышление еще не развито. Однако К. Д. Ушинский справедливо отмечает, что воображение детей беднее, слабее и однообразнее, чем у взрослых. Детство характеризуется прерывистостью последовательности идей, быстрым переходом от одного порядка мыслей к другому. В связи с этим он пишет, что: «Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, но не мощный полет орла». Живость детского воображения и вера в реальность своих представлений и созданных образов являются психологической основой их игры. Так, К. Д. Ушинский пишет, что: «В игре ребенок живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В игре дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями» К. Д. Ушинский подчеркивал влияние среды на содержание детской игры. Игра меняется с возрастом ребенка, в зависимости от его опыта, умственного развития и руководства взрослого. Игровой опыт детей не исчезает бесследно и в будущем находит свое место в социальном поведении человека.
Темочки:
В формировании поведения детей важна социальная игра и ее направленность, подчеркивает Константин Дмитриевич: “В играх общественных, в которых принимают участие многие дети, завязываются первые ассоциации общественных отношений”
К. Д. Ушинский, в отличие от Фребеля и его последователей, выступал против чрезмерного вмешательства педагогов в детскую игру. Он считал игру самостоятельной и свободной деятельностью ребенка, важной для развития личности: “Игра есть свободная деятельность дитяти, в ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля” Педагоги должны предоставлять игровые материалы и следить за тем, чтобы эти материалы способствовали достижению образовательных целей. Игровое время в детских садах должно соответствовать возрасту. А в дошкольном возрасте необходимо стремиться к тому, чтобы детям не было скучно играть и чтобы они могли легко прервать игру для работы. Дети дошкольного возраста также должны работать. Константин Дмитриевич поощрял широкое использование народных игр в образовательной деятельности детей дошкольного возраста и призывал педагогов собирать народные игры: “Обратить внимание на эти народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство — задача будущей педагогики”, — писал он. Это завещание К. Д. Ушинского стремились воплотить в жизнь ведущие российские дошкольные педагоги, а теперь практикуют и современные педагоги.
Большое воспитательное значение, указывал К. Д. Ушинский, имеют игрушки. “Дети не любят игрушек неподвижных… хорошо отделанных, которых они не могут изменить по своей фантазии… — писал он. — Лучшая игрушка для дитяти та, которую он может заставить изменяться самым разнообразным образом” [6, c. 89]. “Дитя искренно привязывается к своим игрушкам, — замечал К. Д. Ушинский, — любит их нежно и горячо, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало. Новая кукла, как бы она ни была хороша, никогда не сделается сразу любимицей девочки, и она будет продолжать любить старую, хотя у той давно нет носа и лицо все вытерлось”
Опираясь на теорию К. Д. Ушинского, в Новоуколовском детском саду мы большое внимание уделяем детской игре. Игры различаются по содержанию, характерным особенностям и по тому какое место они занимают в жизни детей. Особое внимание уделяется сюжетно-ролевым играм. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные игры.
В своей практике мы так же используем игры с правилами, к ним относятся дидактические, подвижные, игры-забавы.
Следует помнить, что дидактические игры требуют соответствующего сочетания наглядности, языка воспитателя и поведения самих детей. При выборе подвижных и веселых игр учитывайте характер двигательной активности, доступность и уместность содержания правил игры.
Таким образом, теория детской игры, разработанная Константином Дмитриевичем Ушинским, явилась ценным вкладом в дошкольную педагогику не только России, но и мира. К. Д. Ушинский показал социальный характер и значение детской игры. Он дал ценные методические рекомендации по использованию игр в в работе с детьми дошкольного возраста.