Лилия Андрейка
И. А. Лаврентьева. Методика «Водный мир: лепим, играем, растём» с применением плавающего пластилина
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественно-игровая деятельность является оптимальной для развития детского воображения, так как отвечает его двигательной природе» (Л. С Выготский)
Цель методики : художественно-эстетическое развитие детей раннего возраста, а так же развитие мышления, воображения, координации движений, формирование нравственных качеств личности ребёнка.
Публикация «И, А, Лаврентьева, Методика „Водный мир: лепим, играем, растём“ с применением плавающего пластилина» размещена в разделах
- Бросовый материал. Лепка
- Игры для детей
- Морские обитатели, подводный мир. Лепка, пластилин
- Морские обитатели. Игры, дидактические пособия
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
Методика представляет собой систему игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина. Плавающий пластилин – легкий и пластичный современный плавающий материал, который держится на поверхности воды, что позволяет ребёнку вылепить любую игрушку : рыбку, уточку, лодочку, кораблик, дельфина и создать увлекательное игровое пространство в водной среде. С фигурками из плавающего пластилина лепка превращается в увлекательную игру!
Образовательные задачи. Методика способствует решению центральных задач раннего развития ребёнка – развития мышления (активизация коры головного мозга) средствами предметно-орудийной и художественно-игровой деятельности, формирование правильных сенсорных эталонов, расширение и активизация словарного запаса, развитие глубины зрительного восприятия (на воде, под водой, координации движений (мелкой моторики обеих рук, а также всего тела ребёнка, развитие ориентации в пространстве. Ребёнок становится более ловким, учится самостоятельно добиваться успеха, активно развивается речь. В процессе игр и их повторении (уже на другом содержании) ребёнок приобретает навыки самостоятельного применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы. Ребёнок активно исследует мир, постигая законы природы в увлекательной исследовательской деятельности. Игровые ситуации методики построены на решении нравственных и эстетических задач: соответствующие качества личности (характер мотивационной сферы, эстетические и нравственные ориентации) не являются врождёнными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства.
Особенности методики : Организация игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина возможна уже с раннего возраста, т. е. с 1 года и продолжаются в условиях педагогического руководства до возраста трёх лет и старше. Перед знакомством с плавающим пластилином желательно чтобы ребёнок приобрёл опыт художественно-игровой деятельности с солёным тестом, традиционным пластилином. Можно выделить основные ступени развития интереса и усложнения игровых ситуаций с использованием плавающего пластилина, учитывая его специфику: (слайд)
Изобразительная деятельность ребёнка раннего возраста носит эмоциональный характер. Педагог создает доброжелательную атмосферу, обеспечивает эмоциональное образное восприятие действительности, в процессе игры формирует эстетические чувства, развивает образное мышление и воображение, знакомит детей со способами лепки, формирует и расширяет содержание игровых действий с вылепленными фигурками.
Методика «Водный мир – лепим, играем, растём» может применяться в условиях дошкольной образовательной организации, центра раннего развития, в домашнем воспитании. Она может совершенствоваться, обогащаться новым содержанием вместе с развитием самого ребёнка, учитывая его интересы, потребности, индивидуальные особенности психического и физического развития.
Количество участников. Игровые ситуации методики успешно создаются как одним ребёнком, с малой подгруппой детей 2-3 ребёнка, так и с подгруппой детского сада, 6-8 детей. В конспектах описаны способы индивидуализации и дифференциации задач, а также содержание игры в рамках одной темы.
Материалы, оборудование. (слайд)
Содержание совместной деятельности: представленные игровые ситуации увлекательны, захватывают ребёнка возможностью импровизации и экспериментирования с материалом в разных средах, вызывают радость, развивают воображение, творчество и фантазию. Систематическая лепка в сочетании со стимулирующими тренировку движений рук играми в воде укрепляет физическое и психическое здоровье ребёнка, создает атмосферу благополучия и гармонии.
Игровые ситуации: «Камешки и рыбки» (1-2года); «Божьи коровки плавают на листике» (1,5 – 2 года); «Утка учит утят плавать» (2-2,5года); «Спасаем зайчат – лепим плот» (2 – 2,5 года); и т д.
Индивидуализация содержания. Методика предполагает создание игровых поисковых ситуаций, дифференцированного подхода к каждому ребёнку с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и предпочтений. В каждом конспекте игровых ситуаций приведены варианты содержания и задач по данной теме.
Возможные затруднения и способы их преодоления. Затруднения могут возникнуть при первом знакомстве с художественным материалом. Необходимо учитывать пластичность материала и состояние моторики рук ребёнка. Кроме того, любое творческое занятие требует не только формирование навыка, но и получение удовольствия от результата.
Возможности адаптации методики к запросам особого ребёнка. Методика так же подходит для развития детей с ОВЗ, т. к. повышает мышечный тонус рук, снимает лишнее напряжение, успокаивает, создает атмосферу благополучия.