Юлия Морозова
Хвойная терапия в оздоровлении детей
▼ Скачать + Заказать документы
Состояние здоровья наших детей - показатель здоровья всей нашей нации. К сожалению, Россия относится к числу стран, где за последние десятилетия существуют тенденции снижения показателей здоровья. Лечить стало трудно и опасно, потому что осложнений и побочных эффектов от лекарств - все больше и больше, особенно у детей. Поэтому начинают развиваться не медикаментозные методы лечения, одно из первых мест в которых занимает фитотерапия.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Хвойные деревья. Изучаем ели, сосны, кедры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Наше дошкольное образовательное учреждение, единственное в городе, присмотра и оздоровления. Каждый год к нам в группу приходят новые часто болеющие дети. В первые дни адаптации в ДОУ малыши обладают особой чувствительностью к окружающему миру. Безусловно, ведь ко всему нужно привыкнуть и со всем усвоиться. А как помочь ребенку избавиться от физического, психологического дискомфорта и болезней, при этом, не прибегая к химическим препаратам? В нашем саду в целях профилактики уже два года мы используем одно из направлений фитотерапии – это хвойную терапию. Такая терапия может проводиться всем детям, начиная с любого возраста без специальных ограничений. Применение хвойной терапии оказывает общеукрепляющее, профилактическое действие на организм детей. Ведь хвойные растения чрезвычайно богаты по химическому составу. Необязательно употреблять хвойные растения внутрь, достаточно вдыхать их аромат. Хвойные растения оказывают физиологическое действие на организм. Это действие обычно медленное, не вызывающее резких биохимических нарушений, что особенно важно у ослабленных детей, при частых повторных инфекциях.
Использование хвойной терапии, как одного из направлений здоровьесбережения в ДОУ, является актуальным, так как преимущества хвойной терапии перед применением химиопрепаратов - в более лёгком и мягком воздействии на организм, возможностью длительного применения, отсутствием привыкания и побочных эффектов. Ведь дошкольное детство – это особая пора в жизни каждого человека, это период наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, когда закладываются основы развития базисных качеств личности, составляющих фундамент развития. А личностное развитие базируется на хорошем здоровье и психологическом благополучии.
Я считаю, хвойные растения и хвоя в детском саду должны быть обязательно и в больших количествах, так как они оказывают большую помощь в оздоровлении микроклимата закрытых помещений. Хвойные растения выделяют кислород и поглощают углекислоту, очищают воздух от микробов, пыли, грязи, токсинов, снижают уровень шума. Хвойные растения, испаряя влагу, также увлажняют чрезмерно сухой воздух в помещении. Кроме того, бодрящий аромат; испускаемый хвойными растениями, выделяющими большое количество летучих фитонцидов, улучшают самочувствие детей и взрослых, повышают функциональное состояние организма, стимулируют его работоспособность и защитные силы. Все это в итоге способствует повышению сопротивляемости организма к инфекциям и, следовательно, имеет важное оздоровительное значение. Уже доказано, что в помещении, где находятся хвойные растения, количество вредных микробов снижается на 50%. Для современных детей, выросших в городе, и не имеющих хорошего иммунитета, хвойные растения - это жизненная необходимость, которая дает возможность немного скомпенсировать жизнь в большом городе.
Нами была проделана большая работа. Вначале мы изучили научно – методическую литературу по данной теме, проанализировали возможные ресурсы, провели мониторинг степени развития заболеваний детей, анкетирование родителей. Затем создавали материально-технические, организационные, научно-методические условия.
Например, так как ароматы хвои обладают успокаивающим действием, мы применяем их в виде подушечек, плотно наполненных высушенной хвоей. Такие подушечки мы помещаем в спальне, разместив их на подушках и на радиаторе отопления. Они способствуют расслаблению, гармонизации, быстрому засыпанию и, конечно же, оказывают оздоравливающий эффект. Так же мы используем:
• аромакулоны с хвоей, которые повышают общую работоспособность;
• аромабассейны с различным природным материалом хвойных растений, которые улучшают зрительно-моторную координацию, развивают тактильное восприятие;
• аромавазы с хвойными растениями в группе, в тренажерном, физкультурном и музыкальном залах, которые активизируют биологические процессы в организме.
Это открывает возможность для релаксации, создания положительного эмоционального состояния, адаптации детей к новым условиям пребывания, восстановления психологического равновесия.
Еще мы внедряем хвойную терапию во все виды деятельности: массажи (хвойные мини-венички для тонизирующего массажа, массаж при помощи раскрошенных хвойных шишек, массаж еловыми и сосновыми шишками, пальчиковые гимнастики, игровая хвойная терапия, беседы, наблюдения, дыхательные гимнастики, упражнения по профилактике плоскостопия, интегрируем хвойную терапию в любую образовательную деятельность и т. д. Ведь успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств.
Так как большую часть времени дети проводят в помещениях детского сада, где микроклимат характеризуется наличием не только обычной пыли, но и условно-патогенных микроорганизмов, провоцирующих острые респираторные и аллергические заболевания, выходя с детьми на дневную прогулку, я обязательно организовываю дыхательную гимнастику вокруг пихты или ели. Так же это способствует снятию усталости.
Верными нашими союзниками в оздоровлении детей методом хвойной терапии стали родители. Очень активно они доставляют материал, который привозят только из-за черты города. Родители заинтересовались хвойной терапией, изготовлением различного материала для группы и дома. Они в условиях семьи продолжают работу, которую мы проводим с их ребенком в дошкольном учреждении. Для этого было достаточно познакомить родителей с методом хвойной терапии. Были подобраны консультации, рекомендации, советы для родителей, которые содержали интересную и познавательную информацию по хвойной терапии для оздоровления часто болеющих детей.
За эти два года нам удалось достичь неплохих результатов по снижению заболеваемости детей. Повысился интерес к хвойной терапии, как у детей, так и у взрослых. Дети самостоятельно проявляют интерес к хвойной терапии не только в группе, но и на улице. Благодаря совместной деятельности, установились хорошие партнерские взаимоотношения между детьми и родителями. В этом году наш детский сад напечатал методическое пособие «Хвойная терапия в оздоровлении детей дошкольной образовательной организации».
По результатам мониторинга отмечаю, что процесс адаптации в детском саду проходит очень легко и быстро; увеличивается рост сопротивляемости детей к простудным и вирусным заболеваниям. Так же малоподвижные дети начинают более активно включаться во все виды деятельности; а гиперактивные дети, получают возможность использовать разнообразные игры по хвойной терапии для улучшения своего психического состояния.
Таким образом, используя хвойную терапию как одно из направлений здоровьесберегающих технологий в ДОУ, мы создаём условия для повышения качества здоровья и развития детей, активного их включения в социум, и тем самым решаем проблему оздоровления часто болеющих детей.