Калмыкова Наталия Дмитриевна
Художественное творчество в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Художественное творчество в дошкольном возрасте
Развитие мелкой моторики.
Развитие творческого мышления.
Развитие воображения.
Развитие восприятия.
Развитие мелкой моторики.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Насколько верно это высказывание Сухомлинского?
Личность ребёнка проходит различные степени становления. Одна из них – совершенствование мелкой моторики. Исследования показывают, что речь зависит от тренинга мышц пальцев. Развитие рук и речевого центра идёт одновременно. Зависимость речи от манипуляций с различными мелкими предметами изучал ещё И. П. Павлов. Он писал, что в кору головного мозга одновременно проходят речь и мышечные восприятия.
Публикация «Художественное творчество в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Педагог Мария Монтессори также отмечала взаимосвязь между развитием речи и выполнением мелких движений.
Занятие художественным творчеством даёт ребёнку возможность в интересной форме развить не только речь, но и память, сосредоточенность.
Работа с карандашом, кистью и красками, пластилином, бумагой и ножницами увлекает детей и незаметно подготавливает руку к письму, а мозг – к восприятию информации.
В этом поможет педагог, но не ментор, а увлечённый человек, с которым занимаешься любимым делом. Слова поддержки, а не критики, значимого взрослого необходимы для ребёнка.
Развитие творческого мышления
«Все дети талантливы!» – высказывание знают все. Но забывают, что детское творчество – не конечный продукт, а сам процесс создания. Об этом говорил Л. С. Выготский.
Какие черты креативной личности находим у дошкольника?
Проявление активности.
Инициатива.
Поиск нового решения для стандартных задач.
Способности у детей разные, но умение проявить себя, смело брать ответственность, не бояться нового – черты творческого человека.
Развитие воображения
Психологический принцип становления творческой деятельности – развитие фантазии. Воображение – психический процесс. В чём он заключается?
Создание осмысленных образов.
Представление целого, а не частей.
Наделение одних предметов свойствами других.
Применение опыта в создании нового.
Для чего нужно ребёнку воображение?
Социальный психолог Ковалёв А. Г. говорит о развитии зрительных и сюжетно-игровых функций во время занятий художественным творчеством.
В первом случае ребёнок ищет форму изображения предметов. У него складываются зрительные представления.
Во втором: дошкольник разворачивает сюжетный рассказ с опорой на иллюстрацию.
Развивая и ту и другую функции, дети обогащают и зрительное восприятие и речь.
Раннее развитие – не множество скучных занятий. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Художественное творчество – и игра, и развитие ребёнка.
Сформированное воображение даёт во взрослом возрасте необходимый креативный подход в решении различных профессиональных задач.
Развитие восприятия
Восприятие – отражение окружающего мира. База для этого – чувства. То есть чем разнообразнее сенсорные и ассоциативные системы мозга, тем богаче картина мира ребёнка.
Цели:
Приобретение художественного и содержательного опыта ребёнка.
Увеличение знаний о предметах, явлениях.
Личный и общественный опыт усваивается ребёнком, когда развивается восприятие.
Дети с возрастом проходят определённые стадии в осознании мира. Они движутся от фрагментарного видения до картины мира целиком со всеми связями между отдельными частями. Об этом говорили ещё А. Бине и В. Штерн, психологи, изучавшие развитие личности ребёнка.
Для формирования сильного, уверенного человека нужен педагог, который учитывает чувства дошкольника. Соавтор работы, а не диктатор.
Занятия художественным творчеством – не только про кисти и краски, клей и бумагу.
Это про развитие разносторонней личности ребёнка.
«Творчество – это значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие!»