Марина Викторовна Архипенко
Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства
▼ Скачать + Заказать документы
Марина Викторовна Архипенко,
руководитель изостудии
ОГОУ «Детский дом для детей с ОВЗ г. Черемхово»
Важное место в системе художественно-эстетического воспитания детей детского дома занимает изостудия «Семицветик».
Изостудия – это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного опыта ребёнка, где он ощущает себя творцом.
Публикация «Художественно-эстетическое воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Специально организованная образовательная деятельность в изостудии включает в себя подгрупповые и индивидуальные формы работы с детьми с диагнозами «F-70» и «F-83».
Одно из главных направлений в работе изостудии – ознакомление воспитанников с изобразительным искусством – мощным средством воспитания чувств.
Огромную роль изобразительное искусство может сыграть в воспитании личности ребё нка с проблемами развития: можно сформировать многие личностные качества, снять психоэмоциональное напряжение, сформировать положительную «Я - Концепцию». Это бесспорный, доказанный наукой факт. На нём основаны методики лечения детей с ОВЗ средствами искусства.
Традиция врачевания больных с помощью искусства давняя и весьма продуктивная в своём продолжении. Пифагор лечил больных, подбирая каждому индивидуально конкретную мелодию и набор цветов. Это лечение имело поразительные результаты. На Востоке существовал его единомышленник – Конфуций, создавший учение о цвете.
Занимаясь художественно-эстетическим воспитанием детей, я формирую у них позитивное отношение к миру. Благодаря этому дети с ограниченными возможностями здоровья, которые живут и воспитываются в казённом учреждении, испытывают радость, и обретают уверенность в собственных силах, что врачует лучше любого лекарства.
Тонкий, отзывчивый человек не появляется сам собой. Воспитать ребёнка таким, развить в нём культуру чувств, наполнить жизнь его радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогами детского дома.
Эстетическое воспитание детей в первые три года пребывания в детском доме пронизывает всю жизнь детей в группе, реализуясь через различные методы работы педагогов и виды детской деятельности. На четвёртом году обучения выделяется специально организованная образовательная деятельность в изостудии, которая решает конкретные цели и задачи эстетического воспитания.
Цели художественно-эстетического воспитания :
Развивать у детей с ОВЗ личностные представления о красоте в произведениях изобразительного искусства и окружающей жизни.
Общие задачи художественно-эстетического воспитания :
1. Развивать у детей художественное восприятие произведений искусства,
Умение эмоционально откликаться на воздействие художественного образа, понимать содержание произведений.
2. Познакомить детей с различными видами искусства :
декоративно-прикладного, живописного, графического, искусства скульптуры.
3. Развивать умение понимать элементарные средства выразительности, характерные для разных видов изобразительного искусства.
4. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, давать оценку. Самостоятельно создавать художественный образ в собственной изобразительной деятельности.
5. Формировать представления о профессиях людей искусства.
6. Воспитывать у детей понимание красоты произведений изобразительного искусства, потребность общения с ними.
7. Коррекция эмоционально-чувственной сферы детей.
В работе используются методики:
1. методика Т. С. Комаровой позволяет реализовать художественно-эстетическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности.
2. методика И. А. Лыковой помогает осуществлять новый подход к художественно-творческому развитию детей средствами кружковой работы, гармонично сочетать классику и современность, традиции и новаторство, универсальное и индивидуальное.
3. Использование методики Н. А. Горяевой позволяет рассматривать искусство и детскую художественную деятельность, как мощное средство формирования отношения ребёнка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.
Работу по художественно-эстетическому воспитанию в условиях изостудии осуществляется в трё х направлениях: знакомство детей с видами изобразительного искусства, эстетика развивающей среды, собственная изобразительная деятельность детей.
Непосредственно организованная деятельность с детьми по ознакомлению с искусством не имеют строгой структуры. Обязательно включается беседа. Рассказ педагога сопровождается вопросами для активизации знаний и опыта детей.
В помещении изостудии дети учатся получать удовольствие от рассматривания репродукций картин русских художников, книжных иллюстраций, малых форм скульптуры, народных игрушек, изделий народных промыслов и т. д. познание происходит в интенсивном общении и обмене впечатлениями. Набравших впечатлений, дети превращаются в юных мастеров, скульпторов или художников, пытаются выразить себя в продуктивных видах деятельности. Выставки рисунков детей, выполненные по мотивам картин художников, пластические работы из разных материалов, приводят к выводу: если искусство вдохновляет ребёнка на действие, значит, оно действительно обладает магической побудительной силой.
Содержание специально организованной деятельности включает игровую мотивацию изобразительной деятельности : игры-путешествия, «школа народных мастеров»; дидактические игры, подвижные; а так же сюжетно-ролевые игры, игры – драматизации с обыгрыванием продуктов детского творчества. Особое место отводится сказке, которая облегчает вхождение детей в мир фантазии и волшебства, служит основой для развития воображения детей.
В работе используются следующие педагогические технологии и приё мы: моделирование, развивающие игры, алгоритмы, схемы для освоения процесса изображения детьми.
Условия реализация задач художественно-эстетического воспитания :
1. Максимальный учёт индивидуальных особенностей детей. Опыт показал, что общение с искусством не терпит фронтальных форм работы. Кратковременный разговор с каждым ребёнком оказывается более эффективным, особенно если он опирается на детское восприятие мира и детский опыт.
2. Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая боле глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственной изобразительной деятельности.
3. Уважительное отношение к результатам творчества детей, включение их работ в оформление изостудии, фойе, групп.
4. Организация выставок детских работ и педагогов, результатов совместного творчества педагогов и детей.
5. Организация эстетической среды. Созданная по законам красоты, среда способствует пониманию детьми прекрасного, формированию художественного вкуса. Помещение изостудии разделено на рабочую зону, выставочный зал, пластическую мастерскую. Детская мебель удобна в обращении, так как позволяет трансформировать пространство в зависимости от цели деятельности.
Интерьер изостудии соответствует сюжету «Город Мастеров», где на полках разместились предметы декоративно-прикладного, народного искусства, образцы малой скульптуры, пластические работы детей и педагогов, детская библиотека, развивающие игры, материалы для индивидуальной работы с детьми. Все предметы отвечают требованиям безопасности, доступны для детей.
Детское экспериментирование – один из важнейших аспектов развития личности. Пластическая мастерская во главе с игровыми персонажами гномом Лепилкиным и мышонком - Удивлёнком служит экспериментальной зоной в поисках пластических материалов и выявления их свойств.
6. Вариативность содержания, форм, методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания : беседы об искусстве; беседы о представителях профессий искусства (художник, художник - модельер, художник - иллюстратор, скульптор, гончар, т. д.). Посещение тематических выставок малых скульптур, народных игрушек, декоративно-прикладных промыслов; использование презентаций; экскурсии в природу, по улицам города, в мини-музей детского дома «Русская изба».
7. Широкая опора на региональный материал, его специфику: природу, искусство - как классическое, так и народное. Воспитанники посещают выставки работ городских умельцев, художников. Знакомятся с особенностями архитектурных зданий улиц города, с городскими монументальными скульптурами, с деревянными парковыми скульптурами.
8. Обеспечение взаимодействия в коррекционно-развивающем пространстве с воспитателями групп и другими специалистами через ведение «Тетрадей взаимосвязи», индивидуальные и фронтальные консультации.
9. Тесное взаимодействие и взаимосвязь с социумом.
Мониторинг показателей диагностики детей позволяет сделать вывод, что дети с ОВЗ способны видеть и понимать произведения изобразительного искусства, пропускать его через свой маленький жизненный опыт, рассказывать о своих чувствах не только при помощи речи, но и при помощи доступных средств изображения, давать оценку, выделять элементарные средства выразительности, владеть простейшими художественными терминами.
К концу четвёртого года обучения воспитанники имеют представления :
о произведениях живописи, книжной графике, скульптуре, предметах декоративно-прикладного искусства, архитектуре, а так же литературе, музыке, театре.
Различают некоторые жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Имеют представления о творческих профессиях, их значении, особенностях: художник, художник – иллюстратор детской книги, художник – модельер, архитектор, скульптор, гончар, а так же композитор, поэт, писатель, музыкант. Получают удовольствие от рассматривания картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, скульптур, архитектурных сооружений.
Узнают 2-3 знакомые картины известных художников. Воспринимают выразительность и праздничность предметов народных промыслов (дымковская игрушка, хохломская и городецкая роспись). Умеют различать различные по назначению здания: жилые дома, магазины, театр, храм. Активно участвуют в художественной деятельности по собственному желанию и под руководством взрослого. Адекватно вести себя при посещении выставочных залов, выставок. Выражать в речи свои впечатления, высказывать суждения, оценки, эмоции, переживания. Бережно относятся к произведениям искусства. Усваивают нормы правильного, адекватного поведения в общественных местах.