наталья хомутова
Художественно-эстетическое развитие воспитанников с ОВЗ на основе синтеза искусств «Музыкальная картинная галерея»
▼ Скачать + Заказать документы
Живопись даёт образ и мысль, и нужно создать
в своём воображение настроение. Поэзия слова
даёт мысль, и по ней нужно создать образ и
настроение, а музыка даёт настроение, и по нём
надобно воссоздать мысль и образ.
Н. Римский-Корсаков
Изобразительное искусство постоянно вдохновляет музыкантов. Ференц Лист признавался, что Рафаэль и Микеланджело помогли ему понять Моцарта и Бетховена. Роберт Шуман считал, что для композитора изучать Рафаэлевские картины так же полезно, как художникам чувствовать симфонии Моцарта.
Темочки:
- Музейная педагогика в детском саду
- Музыкальное развитие
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Благотворная роль музыки сказалась и на работе художников. «Без музыки я не мыслю жизни», - говорил Репин. Когда живописец создавал свою первую большую картину «Воскрешение дочери Иаира», его младший брат, студент консерватории, играл на рояле «Лунную сонату» Бетховена. И вместе с красками на полотно как бы проникали эти звуки, помогая художнику внести ноты скорби в картину.
Мелодии обычно вызывают у слушателя определённые мысли и чувства, рождают воспоминания, смутные или более или менее ясные картины когда-то увиденного пейзажа или сцены из жизни. И эту картину, возникшую в воображении, можно нарисовать. А у хорошего художника и сама картина приобретает музыкальность, с полотна, написанного им, как бы звучат мелодии.
Цель: синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа.
«Музыкальные Картины» - представляют собой взаимодействие различных видов искусства, при котором происходит синтез художественного восприятия и образного мышления, направленный на целостное восприятие образа. Дети рассматривают репродукции художников различных эпох и направлений, на которых обязательно присутствует изображение какого-либо образа по содержанию песен композитора Д. Усачева и Д. Пенегина «Картинная галерея». Наша картинная галерея – настоящее чудо. У каждой картины своя удивительная песня. О чем задумалась Аленушка на берегу озера? Кто рассмешил Несмеяну-царевну? Куда скачет Иван-царевич на сером волке? И о чем рассказывают охотники на привале? Мы остановимся у каждой картины и послушаем живые голоса шедевров.
Незаменимым средством речевого развития является искусство. Искусство бесконечно расширяет и пополняет опыт общения человека, позволяя
познать и пережить ситуации, недоступные в его реальной жизни, дает возможность взглянуть на уже знакомую ситуацию с точки зрения другого человека, представляет нам эталоны разнопланового общения, являясь школой искусства общения
Отечественные психологи Л. С. Выготский, Л. М. Гурович, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. А. Репина, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др. в своих научных работах убедительно доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие произведений искусства и их элементарная эстетическая оценка. С их точки зрения, дети способны воспринимать не только содержание произведений, но и средства выразительности. Причем, восприятие художественного образа носит эмоционально насыщенный характер, ребенок, с присущей его возрасту непосредственностью, принимает участие в действиях героев, переживая их радости и печали.
При «синтезировании» произведений музыки и живописи, происходит более полное и глубокое, многогранное восприятие ребенком художественного образа.
Взаимодействие искусств выстраивается нами на принципах
“дополнительности” и соотнесенности и представляет собой процесс
“размывания” границ между видами искусств.
Огромное влияние на обогащение речи детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями) оказывают музыкальные произведения. Слушая музыку, ребенок по-своему представляет художественный образ, передавая его затем в словах. У ребенка также совершенствуется слух, развивается творческое воображение. А именно от этого психического процесса зависит развитие у детей умения составлять сюжетные рассказы.
Разнообразная тематика музыкальных произведений способствует обогащению словарного запаса детей новой лексикой, совершенствованию четкого и внятного произношения детьми звуков и их сочетания в словах, формированию умения изменять силу голоса.
На первом этапе основное внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи детей выразительными средствами, а также развитию умения строить предложения разных типов и работать над структурой высказывания, соответствующей описанию.
На втором этапе происходит формирование у детей умения строить связное высказывание на темы произведений разных жанров (живописи, музыки, литературы). При этом используются разнообразные методические приё мы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия произведению и его объяснение. Проводится запись детских рассказов и чтение их другим детям, составляются рассказы по собственным рисункам на тему знакомого произведения, издание книжек-самоделок.
Хорошая живопись, как и хорошая музыка, вызывая в нас чувства, которые владели художником, создаёт определённое настроение.
Специально организованная изобразительная деятельность на музыкально-эстетических занятиях должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств и социальную компетентность.