Оксана Шачнева
Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.
К одному из направлений работы психолога по художественно-эстетическому развитию детей относится метод арт-терапии.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников ДОУ» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Арт-терапия (в переводе с греко-латинского – лечение искусством) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Занятия по арт-терапии способствуют выражению своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, а также творческому самовыражению.
К традиционным видам арт-терапии относятся:
Рисование;
Живопись;
Графика;
Лепка;
Но, в настоящее время эти виды дополнены новыми методиками:
Песочная терапия;
Сказкотерапия;
Драматерапия;
Цветотерапия;
Музыкотерапия;
Изотерапия
К одному из основных видов арт-терапии относится рисование – это творческий процесс, позволяющий ребенку ощутить и понять самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, свободно выражать мечты и надежды. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях.
Существует ряд условий для проведения подобных занятий:
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники.
Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. На моем опыте дети рисовали мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками и чем-то еще.
Каким образом искусство и творчество могут быть условием создания психологического здоровья?
Искусство является просто незаменимым, когда ребенку очень сложно выразить свои переживания словами, раскрыть определенных стороны внутреннего мира бессознательного, требующие выражения или гармонизации (исцеления).
Во многих случаях рисуночная терапия выполняет психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами.
Рисуночная терапия в этом случае рассматривается, в первую очередь, как проекция личности ребенка, как символическое выражение его отношения к миру.
Изобразительно-игровое пространство, материал, образ в рисунке являются для детей средством психологической защиты, которое помогает в трудных обстоятельствах.
Одним из условий создания психологического здоровья художественно-эстетического направления является изучение характеристики цвета.
Каждый цвет – это энергия, которая распространяется как волны определенной длины, восприятие которых идет от зрения на органы и доходит до тактильных ощущений. Цвет воздействует на нас сразу на нескольких уровнях и в нескольких направлениях: на физическом уровне, на психологическом, гармонизирует и связует воедино, витаминизирует (дает силы, исцеляет, пробуждает интуицию, способствует развитию духовности.
Все спектральные цвета тем или иным образом влияют на функциональные системы человека.
Оранжевый - тонизирующий; действует в том же направлении, что и красный, но слабее; ускоряет пульсацию крови, улучшает пищеварение.
Красный - возбуждающий, согревающий, активный, энергичный, проникающий, тепловой, активизирует все функции организма; используется для лечения ветряной оспы, скарлатины, кори и некоторых кожных заболеваний; на короткое время увеличивает мускульное напряжение, повышает кровяное давление, ускоряет ритм дыхания.
Желтый (самый светлый в спектре) - тонизирующий, физиологически оптимальный, наименее утомляющий; стимулирует зрение и нервную деятельность.
Голубой - успокаивающий; снижает мускульное напряжение и кровяное давление, успокаивает пульс и замедляет ритм дыхания.
Зеленый (самый привычный для органа зрения) - физиологически оптимальный; уменьшает кровяное давление и расширяет капилляры; успокаивает и облегчает невралгии и мигрени; на продолжительное время повышает двигательно-мускульную работоспособность.
Фиолетовый - соединяет эффект красного и синего цветов; производит угнетающее действие на нервную систему.
Синий - успокаивающее действие переходит в угнетающее; способствует затормаживанию функций физиологических систем человека.
Зная характеристику цветов, можно провести диагностику, рисуя фрактальный рисунок, в образовательном учреждении для детей старшего дошкольного возраста. Что поможет выявить характер личности, проблемы которые его беспокоят и совместно с родителями находить пути их решения.
Фрактал (в пер. с лат. «состоящий из фрагментов») — это бесконечно самоподобная геометрическая фигура, каждый фрагмент которой повторяется при уменьшении масштаба. Фрактальный рисунок исполняется с закрытыми глазами, при этом активизируется только мелкая моторика. Дети испытывают удивление, переживают эмоциональный подъем, открыв глаза и увидев свой шедевр.
С помощью фрактального рисунка:
-Гармонизируется общее психическое состояние ребенка.
-Активизируются тонкие области внимания и интуиции. Происходит развитие внимания.
-Активизируются творческие способности.
-Повышается фоновая активность коры полушарий головного мозга - это проявляется в потоке вопросов и фантазии ребенка.
-Активизируются межполушарные связи в головном мозге.
-Устанавливается гармоническое соотношение между левым и правым полушариями мозга.
-Растет чувство ритма.
-Развивается мелкая моторика.
-Развивается ассоциативное и образное мышление.
-Активизируется процесс развития способностей оперирования визуальными образами, что приводит к развитию памяти.
Особое внимание при рассмотрении темы художественно-эстетического воспитания хочется уделить воздействию музыки на человека. Музыкотерапия (в переводе с греко-латинского «лечение музыкой») – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Западные учёные, проведя многочисленные исследования и эксперименты, пришли к убеждению: некоторые мелодии действительно обладают сильным терапевтическим эффектом. Так, духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя; пение весёлых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию, но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – «эффект Моцарта».
Следует отметить, что в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста и музыкальных способностей.
В дошкольном возрасте активизирующий эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальных доминантных занятий с детьми. Музыкотерапия осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма с постепенным замедлением темпа.
Положительное влияние на ребенка оказывает классическая музыка. Музыкальные произведения выбираются в соответствии с воздействием, оказываемом на те или иные функции: при раздражимости, утомлении, угнетенном настроении, гиперактивности, повышенной возбудимости.
Благотворными, успокаивающими оказываются произведения Баха, Моцарта, Бетховена, Чайковского. Возбуждающий эффект свойственен музыке Вагнера, Оффенбаха, Равеля. Тяжелый рок, клубная музыка вызывает стрессовые реакции.
Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:
фортепиано - снимает возбудимость, успокаивает нервную систему;
скрипка, флейта – расслабляют;
кларнет - улучшает кровообращение, нормализует сердечно - сосудистую систему;
ударные (барабаны, литавры и т. д.) - бодрят, придают силы.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:
-преодолеть психологическую защиту ребенка - успокоить или, наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать;
- установить контакт между взрослым и ребенком;
- развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка;
- занять его увлекательным делом - музыкальными играми, пением, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии.
-При пассивной музыкотерапии детям предлагается прослушать различные музыкальные произведения, соответствующие их настроению, в процессе чего выявляется эмоциональное переживание ребенка.
-При активной музыкотерапии ребенок вовлечен в работу с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение. Основной целью в этом случае является, устранение повышенной застенчивости, развитие коммуникативных навыков, формирование выдержки и самоконтроля.
С помощью вокала также можно воздействовать на внутренние органы - во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. Голос- это своеобразный индикатор здоровья. Самое главное на занятиях это бережное отношение к голосу ребёнка.
Определенные ноты влияют на определенные органы:
звуковая частота, соответствующая ноте до, влияет преимущественно на функции желудка и поджелудочной железы;
ре — на желчный пузырь и печень;
ми — на органы зрения и слуха;
фа — на мочеполовую систему;
соль — на функции сердца;
ля — легкие и почки;
си — на функцию энергообмена, согревая тело. Низкие звуки резонируют больше с нижней частью тела, высокие — с верхней (головой).
Внутренний мир ребенка поистине богат, по-своему неповторим и уникален. Задача педагога – в полной мере раскрыть у ребенка заложенный природой потенциал и развить его творческие способности. Художественно-эстетическое воспитание включает эмоциональное, эстетическое, духовное и нравственное развитие личности и, как результат, умение жить в гармонии с самим собой.