Светлана Гордикова
Художественно-эстетическое развитие детей подготовительной к школе группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей подготовительной к школе группы» размещена в разделах
творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»
Основные цели и задачи
Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства; воспитание интереса к художественно-творческой деятельности.
Развитие эстетических чувств детей, художественного восприятия, образных представлений, воображения, художественно-творческих способностей.
Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, конструктив но-модельной, музыкальной и др.); удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Приобщение к искусству. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные и музыкальные произведения, красоту окружающего мира, произведения искусства.
Приобщение детей к народному и профессиональному искусству (словесному, музыкальному, изобразительному, театральному, к архитектуре) через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства; воспитание умения понимать содержание произведений искусства.
Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства, средствах выразительности в различных видах искусства.
Изобразительная деятельность. Развитие интереса к различным видам изобразительной деятельности; совершенствование умений в рисовании, лепке, аппликации, прикладном творчестве.
Воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений изобразительного искусства.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.
Конструктивно-модельная деятельность. Приобщение к конструированию; развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.
Воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.
Музыкальная деятельность. Приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания музыкального искусства; формирование основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений.
Развитие музыкальных способностей: поэтического и музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти; формирование песенного, музыкального вкуса.
Воспитание интереса к музыкально-художественной деятельности, совершенствование умений в этом виде деятельности.
Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей; удовлетворение потребности в самовыражении.
Художественно-эстетическое развитие детей подготовительной к школе группы мы осуществляем в процессе непосредственно-образовательной деятельности, в режимных моментах, совместной деятельности, самостоятельной деятельности, взаимодействия с семьёй ребенка.
В процессе совместной деятельности мы знакомим детей с произведениями живописи: И. Шишкин «Рожь» «Утро в сосновом лесу», И. Левитан («Золотая осень», «Март», «Весна. Большая вода», А. Саврасов («Грачи прилетели», А. Пластов («Полдень», «Летом», «Сенокос», В. Васнецов («Аленушка», «Богатыри», «Иван-царевич на Сером волке») и др.
С художниками — иллюстраторами детской книги (И. Билибин, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и др.).
С народным декоративно-прикладным искусством (гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись, с керамическими изделиями, народными игрушками.
С архитектурой, зданиями различного назначения (жилые дома, магазины, кинотеатры, детские сады, школы и др.).
Со спецификой храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и т. д.
Рассказываем детям о том, что, как и в каждом виде искусства, в архитектуре есть памятники, которые известны во всем мире: в России это Кремль, собор Василия Блаженного, Зимний дворец, Исаакиевский собор, Петергоф, памятники Золотого кольца.
Организовываем посещение выставок, театра, музеев – в виде презентаций и совместно с родителями.
Знакомим с разнообразием народного искусства, художественных промыслов Пензенского края – Гончарное ремесло с. Абашево Беднодемьяновский район Тимофей Никитович Зоткин Заслуженный художник РСФСР - Абашевская игрушка. Стекольный промысел, Никольский район. Резьба по дереву в Камешкирском районе и др.
На занятиях изобразительной деятельностью мы стараемся развить в детях образное эстетическое восприятие, образные представления, сформировать эстетические суждения, эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.
При выполнении работ дети используют различные изобразительные средства: гуашь, акварель, сухую и жирную пастель, сангину, угольный и графитный карандаши, гелиевые ручки и др. Многие дети способны соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Мы учим их новым способам работы с уже знакомыми материалами, например, рисовать акварелью по сырому слою, плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении: от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально.
Дети размещают изображения на листе в соответствии с их реальным расположением: ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план.
Передают различия в величине изображаемых предметов: дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, галка большая.
Рисуют людей и животных в движении, различные цветы и деревья, склоняющиеся от ветра. Передают в рисунках сюжеты народных сказок и авторских произведений.
Создают узоры по мотивам народных росписей: городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др., выделяя и передавая цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида.
В процессе лепки дети свободно используют разнообразные приемы для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей.
Точно передают характерные движения человека и животных, создают выразительные образы: мальчик наклонился за мячом, синица подняла крылышки, приготовилась лететь, девочка танцует и др.
Также дети имеют навыки декоративной лепки. Для украшения декоративной посуды они используют разные способы: налеп, углубленный рельеф. Применяя стеку, расписывают изделие, создают узор, получая из глины, разноцветного пластилина предметные и сюжетные, индивидуальные и коллективные композиции.
В аппликации наши воспитанники создают предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению красиво, располагая фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов.
Составляют узоры и декоративные композиции из геометрических и растительных элементов на листах бумаги разной формы; изображают птиц, животных по собственному замыслу и по мотивам народного искусства.
Создают игрушки-забавы с помощью картона: мишка-труженик, заяц с барабаном и др.
Изготавливают объемные игрушки в технике оригами: животные, птицы, одежда, кораблики и др.
С помощью природного материала создают фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов, передавая выразительность образа, объединяя в общие композиции: «Лесная поляна», «Сказочные герои» и др.
В процессе конструктивно-модельнаой деятельности дети используют различные виды конструкторов: металлический, деревянный, мягкие модули, пластмассовый, лего и др. Создают различные модели: здания, самолеты, поезда, мебель и т. д. по рисунку, по словесной инструкции взрослого, по собственному замыслу. Сооружают различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением: мост для пешеходов, мост для транспорта, определяя, какие детали более всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать.
Создают конструкции, объединенные общей темой: детская площадка, стоянка машин и др.